Развивающий потенциал образовательной робототехники | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фоменко, Т. Н. Развивающий потенциал образовательной робототехники / Т. Н. Фоменко, Е. Б. Лобанова, В. М. Маркелова, О. Г. Боровкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7239/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение, ребенок, образовательная робототехника, робот, дошкольное образование, игровое обучение.

Что нам дать детям, которым предстоит менять наше будущее? Какие компетенции и набор навыков они должны усвоить? Можем ли помочь этому развитию с самого раннего возраста с помощью игрового обучения? Как наши усилия могут повлиять на успехи наших детей в их будущей взрослой жизни? Как игровое обучение может поддерживать естественное детское любопытство на пути к новым знаниям и совместному изучению мира вокруг –ответы на все эти вопросы мы пытаемся найти сегодня.

Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная робототехника — это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей.

Но следует обратить внимание на то, что:

– образовательная робототехника используется как инструмент, а не как цель обучения;

– это направление обучения, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества детей разного возраста;

– образовательная робототехника помогает сформировать привлекательную для детей образовательную среду с практически значимыми и занимательными мероприятиями, подкрепляющими интерес детей к изучаемому предмету.

Учитывая вышесказанное, следует отметить актуальность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании, которая обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации использования робототехники в образовательном процессе.

Игровое упражнение «Помоги пчелке попасть домой»

Цель: развитие умения программировать робота Bee-Bot основными кнопками ↑ Вперед ↓ Назад ← Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против) → Поворот направо на 90° Х Очистить память (перед тем как программировать пчелку на следующие действия, нужно очистить память).

Методическое и дидактическое обеспечение: робот Bee-Bot, коврик с геометрическими фигурами.

Детям необходимо запрограммировать робота Bee-Bot таким образом, чтобы он остановился на необходимой геометрической фигуре, игрового поля. Предварительно дети зарисовывают алгоритм движения робота стрелками, либо выкладывают из геометрических фигур.

C:\Users\Енотик\Desktop\Принят. файлы\IMG_20200121_085513.jpg

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Цель: развитие умения читать алгоритм, составленный воспитателем, путём апробации маршрута искать ошибки в заданном алгоритме и исправлять их.

Методическое и дидактическое обеспечение: робомышь, поле, набор карточек-схем со стрелками.

Предложить детям прочитать алгоритм маршрута, составленный воспитателем, запрограммировать робота по заданному маршруту (робот должен попасть в определённый сектор), найти ошибку в алгоритме воспитателя, исправить её, запрограммировать робота ещё раз.

Вариант использования робототехники на занятиях по развитию речи:

Цель: способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление).

Методическое и дидактическое обеспечение: универсальное поле, робот Bee-Bot, набор карточек с изображениями (жук, мак и др.).

Предложить детям запрограммировать робота таким образом, чтобы он оказался на нужной картинке (выбирается с помощью загадки), назвать то, что изображено на картинке (ЖУК), определить первый звук в слове [ж], назвать как можно больше слов, начинающихся на звук [ж]. Другой вариант — определить количество звуков в слове (МАК — три звука) и назвать слова из трех звуков.

D:\фото_викторина\новые с пчелкой\IMG_20220329_174740.jpg D:\фото_викторина\новые с пчелкой\IMG_20220329_174759.jpg

Вариант использования робототехники на занятиях по ознакомлению с родным городом на примере игры «Арзамас, город в котором я живу»:

Игра содержит разделы — «Достопримечательности», «Архитектура», «Промышленность», «Памятники».

Цель: расширять и систематизировать представления детей о родном городе, воспитывать чувство любви к Родине.

Методическое и дидактическое обеспечение: робототехнический набор Matatalab Lite, складное игровое поле в клетку, набор игровых карточек с иллюстрациями по разделам игры. К каждой карточке прилагаются ряд вопросов для организации беседы с детьми.

Детям предлагается по заданному алгоритму запрограммировать робота до цели, определить, что изображено на картинке. Далее воспитатель проводит беседу по иллюстрации с использованием разработанных вопросов.

Усложнение: детям предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота до нужной иллюстрации, далее также проводится беседа.

Каждый из этих роботов предназначен для обучения детей основам визуального программирования без использования компьютера в игровой форме через цвета, формы, тактильные ощущения. Процесс программирования осуществляется за счет визуального моделирования и ручного конструирования кода программы. Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике роботизированных игрушек будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника.

C:\Users\Ta1234\Desktop\статья 2022\29-03-2022_21-38-36\АРХИТЕКТУРА.jpeg C:\Users\Ta1234\Desktop\статья 2022\29-03-2022_21-38-36\ПАМЯТНИКИ.jpeg

Литература:

  1. Баранникова Н. А. программируемый мини — робот «Умная пчёлка», методическое пособие для педагогов ДОО, Москва 2014.
  2. Заболоцкая В. В., Николаева Л. В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4–9.
  3. Иванов А. А. Основы робототехники — М.: Форум, 2012.
  4. Коростелева Е. А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013.
  5. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. — Л.: Наука, 2013.
Задать вопрос