Значение православных праздников в патриотическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.03.2022

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Капустина, Т. С. Значение православных праздников в патриотическом воспитании дошкольников / Т. С. Капустина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7221/ (дата обращения: 19.04.2024).



Дошкольный возраст считается самым благоприятным для становления личности. В этом время закладываются основы нравственности, патриотизма. В статье раскрывается значение православных праздников в формировании патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: православная культура, праздники, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, дошкольный возраст.

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

В современном мире общество переживает духовно-нравственный кризис в воспитании молодого поколения. Возникла острая необходимость обращения к многовековому опыту предков, их культуре, традициям, модели воспитания.

Одним из самых сильных чувств человека является любовь к Родине, без неё человек ущербен, не ощущает своих корней, привязанности к родной земле.

Дошкольный возраст является самым благоприятным временем для становления основ патриотизма. Именно в это время закладывается фундамент нравственности личности, любовь к Родине, осознание себя как части огромной страны и народа. Ребенок 5–6 лет наиболее восприимчив ко всему нового, открыт и активен. Но всё чаще можно заметить, что, отдавая предпочтения материальным ценностям, у детей искажены понятие о доброте, милосердии, патриотизме [1].

Судьба нашей страны, нашего общества во многом зависит от духовно-нравственного здоровья её граждан. Поэтому духовно-нравственное воспитание выходит на первый план, как фундамент для подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2].

Издавна на Руси обычаи, традиции, уклад жизни определялись православным мировоззрение. Ещё русский философ И. А. Ильин сказал, что родина — это не просто территория, климат, географическое положение, родина — это что-то от духа и для духа. Эти слова несут в себе очень тонкий, духовный смысл. Патриотизм, в понимании И. А. Ильина, акт духовный, а это значит, что человек духовно мертвый не способен любить Родину. Он отмечает, что нити душевного и духовного подобия способны связать людей глубже, чем территориальная общность, а поклонение Богу — одно из самых сильных и глубоких проявлений человеческого духа. Поэтому чтобы приобщить ребенка к культуре наших предков, помощь ему почувствовать себя частью огромного народа, почувствовать связь времен и поколений, необходимо в первую очередь взрастить в его душе семя духовности, познакомить детей с православными праздниками [4].

Православные праздники в детском саду проводятся по сезонам, каждое время года имеет свой праздник: осень — Покров Пресвятой Богородицы, зима — Рождество Христово, весна — Пасха, лето — Троица. В честь каждого праздника проводится мероприятие, которое знакомит детей с церковной стороной праздника, чтобы привлечь детей к истокам православной культуры, зародить любовь к традициям русского народа, что помогает становлению духовно-нравственных, патриотических качеств личности [3].

Православные праздники имеют особую привлекательность, греют светом Христовым, в них заложен истинный русский дух. При проведении таких праздников необходимо очень точно подбирать материал, чтобы заложить знания о празднике, основы нравственности, но и в тоже время не дать ребенку скучать. И в этом нам на помощь приходят народные игры, песни, танцы.

Открывает учебный год праздник Покрова Пресвятой Борогодицы. Это праздник не простой поэтому, что наряду с духовными знаниями о том, что Пресвятая Богородица есть Покровительница, Заступница и Предстательница перед Богом для всех людей, необходимо рассказать детям о том, что этот праздник издавна праздновался на Руси, рассказать о его традициях. О том, что к Покрову старались завершить все сельскохозяйственные работы, убрать урожай, сделать заготовки на зиму. После всех тяжелых дел можно и повеселиться, что мы и предлагаем детям. Традиционно мы возим хоровод, поём народные песни, играем в покровские игры. Например, в знаменитую игру «У дядюшки Трифона», которая не только приобщает детей к русской культуре, но и развивает их творческие способности, ловкость и наблюдательность. В старину люди в этот день очень внимательно следили за погодой, сложили огромное количество примет. Эти приметы можно попросить выучить детей, для того чтобы они смогли прикоснуться к опыту наших предков.

Следующим в календаре православных праздников мы встречаем Рождество Христово. Самый чистый, светлый, желанный, наполненный теплотой и предвкушением чудесного праздник.

Силами педагогов и детей к этому празднику готовиться добрая русская сказка, которая учит нас добру и справедливости, радоваться и горевать вместе с героями. Сказка всегда начинается с рассказа о духовной стороне праздника, а потом плавно перетекает в народный мотив, сочетая в себе лучшие традиции духовно-нравственного воспитания.

Светлый и любимый всеми христианами праздник Пасха, Воскресение Господне. Сложно найти в детском саду ребенка, который никогда не слышал об этом праздники. Ведь чаще всего именно об этом празднике ребенку рассказывают дома, мамы, бабушки. И именно в этом праздник большинство детей ходит в храм со своими родными. Поэтому нередко дети многое знают об этом празднике. Но тем не менее, наша подготовка к празднику начинается с первого дня Великого поста. С детьми мы проживаем каждую неделю поста, рассказывает о том кому она посвящена, какие события легли в основу. Проводим выставку «Пасхальный сувенир», куда дети приносят сделанный вместе с родителями поделки. Праздник производит огромное впечатление на детей. Здесь так же духовная часть подкреплена народными традициями. Например, христосоваться, дарить друг другу крашеные яйца, играть в традиционные игры «Катись яичко», «Битки», «Волчок». И конечно, детей радуют пасхальной сказкой.

День Святой Троицы — один из главных двунадесятых праздников. В этот день празднуется сошествие на апостолов Святого Духа, вследствие чего апостолы получили дар говорить на разных языках для проповеди христианства по всей земле. Праздник знаменуется своими не только духовными, но и народными традициями. Издавна в этот день украшали дома и дворы зелеными ветками, скошенной травой. Праздновали широко, с размахом, массовыми гуляниями.

Традиционно мы проводим праздник Троицы на улице, возле русской березки. Рассказываем детям в честь какого события празднуется праздник, водим хороводы, поём песни, играем в русские игры, на ловкость, смекалку, танцуем народные танцы. Все участники праздника одеваются в народные костюмы. А в завершении праздника по старой традиции повязываем разноцветные ленты на березку.

В заключение хочется добавить слова К. Д. Ушинского: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка — все соединяется, чтобы оживить то или иное событие» [3].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что православные праздники — это первое, наиболее яркое знакомство с православной культурой, в процессе которых ребенок получает определённые представления о Боге, мире, человеке, о духовно-нравственном поведении, учится вести себя в соответствии с этими знаниями. Но все православные праздники так или иначе пронизаны русским духом. Поэтому их основными задачами является не только знакомство с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями, воспитание нравственных качеств, но и воспитание любви к Родине, её традициям, народу, культуре.

Литература:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — Москва: ЦГЛ, 2004. — 252 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ветохина, А. Я. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. Я. Ветохина. — Санкт-Петербург: ООО Издательство «Детство — пресс», 2010. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гладких, Л. П. Основы духовно-нравственной культуры: науч.- метод. пособие для педагогов детских садов / Л. П. Гладких, Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О. С. Ильина, В. М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. — Курск, 2018 — с. 509. — Текст: непосредственный.
  4. Ильин И. А., Родина и мы: [Сборник] / И. А. Ильин; Сост., отв. ред. [и авт. вступ. ст.] Ю. Т. Лисица. — Смоленск: Посох, 1995. — 511 с. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос