Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.03.2022

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Тамаревская, Д. В. Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе через опытно- экспериментальную деятельность / Д. В. Тамаревская, С. В. Мещерякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7162/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрывается роль экологического образования и воспитания дошкольников, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Ключевые слова: природа, опыты, эмоциональная отзывчивость.

В наше время эмоционально- ценностное отношение к природе и в целом экологическое образование является одной из важнейших направлений, в которой проявляется экологическая воспитанность дошкольников. Она выражается в доброжелательном отношении к живым существам и эмоциональной отзывчивости к их состоянию, в интересе к природным объектам, в желании осуществить с ними позитивное и полное взаимодействие, учитывая и опираясь на их особенности как живых существ, и умение, желание заботиться о них, создавать необходимые условия для их жизни.

Чем раньше способствовать формированию эмоционально- ценностного отношения к природе, тем выше ее уровень будет в дальнейшем.

Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников к природе и экологической воспитанности детей в целом предполагает решение таких задач, как:

– Развитие у дошкольников экологических представлений и знаний о ценности природы, о правилах поведения в ней;

– Формирование умений видов деятельности в природе, развития экологически- ориентированной взаимосвязи с ее объектами;

– Накопление самими дошкольниками опыта эмоционально- позитивного взаимодействия с природой.

Методы экологического воспитания традиционны и прошли проверку годами: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций), словесные (беседы, чтение художественной литературы), практические (экологические игры, опыты, труд детей в природе). Однако на сегодняшний день модификация российского образования требует пересмотра технологий воспитания и обучения дошкольников, устремляя педагогов к использованию в своей работе более эффективных методов и форм, которые позволят строить весь педагогический процесс опираясь на развивающее обучение. Одним из таких методов является детская опытно- экспериментальная деятельность.

Все исследователи экспериментирования подчеркивают главную особенность познавательной деятельности детей. Они познают объекты в процессе практического взаимодействия с ними. Практическая деятельность, которую осуществляет ребенок, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, тем самым создавая условия, при которых раскрывается содержание и суть этого объекта. Главным достоинством этого метода является то, что итогу он дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, изучаемого ими, а также его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дошкольники уже сами по себе являются исследователями, проявляя к разнообразию исследовательской деятельности настоящий интерес, особенно к экспериментированию. Опыты способствуют развитию мышления, логики, творческого потенциала ребенка, дают возможность наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Развивается речь, его познавательная активность, любознательность, восприятие материала, знакомящих его с природными явлениями, стимулируется личностное развитие ребенка.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности являются опыты. Опыт представляет собой наблюдение, проводимое в специально- организованных условиях. В процессе опытов на уровне, доступном дошкольникам, раскрывается суть взаимосвязи и единства неживого и живого, понимание которых составляет основу эмоционально ценностного отношения к природе и экологической культуры личности в целом. Опыты побуждают детей сопоставлять факты, сравнивать, они развивают наблюдательность, мышление и восприятие. В каждом по отдельности опыте выясняются причины наблюдаемого явления, дети подводятся к умозаключениям, рассуждениям. Опыты имеют огромное значение для осознания дошкольниками причинно- следственных связей. Особый интерес детям доставляет экспериментировать с предметами неживой и живой природы. Например, посадив семена цветов, дети наблюдают за ними: какое семя и почему быстрее проросло, зависит ли их рост от погодных условий, и влияет ли на развитие растений человек. На основе анализа устанавливаются связи и закономерности между ростом и развитием растения, а также роли человека, погодных условий, изменений в природе на этот процесс.

Опыты проводятся и с неживыми объектами. Выясняются свойства воздуха, воды, снега, почвы, песка, камней в зависимости от влажности воздуха, температурного режима, сезона года, воздействия солнца: вода превращается в лед, таянием снега, с его защитными свойствами. Выясняют — растет ли камешек, или семечко растения. В процессе проведения элементарных опытов развивается экологическое мышление, формируется представление о том, что вода является основной частью всех живых организмов нашей планеты. Дошкольники знакомятся с жидким и твердым состоянием воды.

Главной целью является увлечь и заинтересовать детей занимательными и несложными экспериментами, помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, и хорошо знакомых им предметах и явлениях. В процессе опыта совместно с детьми рассуждать над вопросами и обсуждать полученные результаты. Такая организованная совместная деятельность способствует эффективному развитию наблюдательности у детей, умение мыслить и анализировать.

Знания, полученные в процессе проведения опытов, запоминаются надолго. Большое значение имеет то, чтобы все дети, но по отдельности, проводили собственные опыты. Детям нужно делать все самостоятельно, а не быть в роли наблюдателей. Какими бы увлекательными не были действия, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Исследовательская деятельность вызывает у детей большой интерес. Опыты становятся своего рода фокусами. Только вот если загадка фокусов в конце концов остается неразгаданной, то все, что в итоге мы получаем в результате проведения опытов, можно понять и объяснить. В процессе исследования у ребенка появляется возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «почему?», «как?». Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации ребенок получает, и по итогу он и быстрее и полноценнее развивается.

Для успешного развития навыков опытно-экспериментальной деятельности детей, в дальнейшем формирующие эмоционально- ценностное отношение к природе, необходимо создавать в группах нужные условия, а именно: сделать уголок экспериментирования для самостоятельной и свободной деятельности детей, для индивидуальных занятий. Он должен быть оснащен специальным оборудованием, различными материалами: природным материалом (камешки, глина, почва, ракушки, перья, каштаны, песок, спилы деревьев), бросовым материалом (деревянные, пластмассовые и железные предметы, разные ткани и др.). Разнообразные виды бумаги. пипетки, увеличительные стекла, мерные стаканчики и ложки, магниты, схемы — модели проведения опытов. И прочий материал: мука, сахар, соль, крупы. Материалы в уголке экспериментирования лучше распределить по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Воздух», «Бумага», «Свет».

В предметную среду необходимо включать содержание, способствующее расширению опыт ребенка: нужное детям количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, книги по интересам детей, глобус, географические карты, материалы для формирования естественно- научных представлений: «Вода — помощница», «Воздух- невидимка». В уголке экспериментирования должны быть схемы опытов. В процессе детям нужно их рассмотреть, подобрать нужные приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод.

Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значительно надежнее и прочнее сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Таким образом, подводя итог к вышесказанному, можно сказать, что любой вид деятельности дошкольника, соприкасающийся с природой, может быть назван природоохранным, так как в его процессе дети осваивают разнообразные навыки и умения, приобретают новые знания, осознают значимость тех или иных действий, его роль и место в природе, что является равным образом частью экологической культуры, потому как происходит формирование осознанного, правильного отношения к предметам природы, основываясь на понимание значимости конкретной деятельности человека в природе. По итогу формируется эмоционально- ценностное отношение к окружающему нас природному миру .

Литература:

  1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Нижневартовск: изд. Нижневартов. гуманитар. универ. 2008. 326с.
  2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 2005. 80с.
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. 192с.
  4. Мартынова Е. А. Опыт — вот учитель жизни вечный. // Дошкольное воспитание. 2010. № 7 с. 26–28.
Задать вопрос