Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду / Н. С. Филиппова, Н. В. Смирнова, Т. Г. Корнеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7135/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Описаны основные направления коррекционной работы по формированию и развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ в ДОУ.

Ключевые слова: дошкольники, дети с ОВЗ, музыкальные способности, художественно-эстетическое воспитание, коррекционная работа.

В современной действительности в дошкольных образовательных учреждениях музыкальным руководителям все чаще приходится сталкиваться с организацией коррекционной работы по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста не только с нормами развития, ни с детьми, имеющими ОВЗ, которые требуют более детального и индивидуального подхода.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

При слаженной работе музыкального руководителя, воспитателей, логопеда, психолога, родителей возможна эффективная коррекционная деятельность, направленная на развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ.

Дети, имеющие ОВЗ, с большим интересом занимаются всеми видами музыкальной деятельности на занятиях в дошкольном учреждении. Основными направлениями работы музыкального руководителя буду являться:

– развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ;

– развитие коммуникации;

– развитие музыкальных способностей с учетом первичных и вторичных дефектов детей с ОВЗ;

– развитие познавательной активности и волевых качеств личности.

А также можно выделить основные задачи, стоящие перед педагогами при проведении коррекционно-образовательной работы.

– Развивать артикуляционный аппарат.

– Развивать фонематическое восприятие.

– Развивать грамматический строй и связную речь.

– Развивать дыхание.

– Развивать координацию движений и моторные функции.

– Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

– Формировать правильную осанку

– Формировать способность восприятия музыкальных образов.

– Совершенствовать личностные качества

Исследованием вопросов развития музыкальных способностей детей с ОВЗ занимались такие ученые как Г. А. Волкова [1], Е. А. Медведева [3], Л. Н. Комиссарова [3] и другие.

Изучением дидактических подходов влияния музыкального воспитания детей с ОВЗ и роли музыкального развития детей с помощью обогащения представлений об окружающей среде, занимались Е. А. Медведева [3], Л. Н. Комиссарова [3], Г. Р. Шашкина [3] и другие.

Для развития музыкальных способностей дошкольников, имеющих ОВЗ, предлагается использовать следующие направления коррекционной работы:

– организация театрализаций;

– использование ритмических занятий;

– организация слушания музыки;

– организация игры детей на музыкальных инструментах;

– проведение интегрированных музыкальных занятий.

Особая специфика занятий с детьми, имеющими ОВЗ, зависит от особенностей первичных и вторичных нарушений дошкольников, индивидуально-психологических особенностей детей. Структура музыкальных занятий может быть различна в зависимости от вышеуказанных особенностей. Музыкальный материал на занятиях может повторяться, для лучшего закрепления материала, учитывая индивидуальный темп освоения знаний у дошкольников.

Период дошкольного возраста является сензитивным для активного развития познавательной, эмоциональной и волевой сферы ребенка, ведущим видом деятельности, согласно Л. С. Выготскому в данном возрастном периоде выступает игровая деятельность, базируясь на которую необходимо выстраивать весь учебно-воспитательный процесс на музыкальных занятиях.

В результате использование игровых приемов на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ позволяет выстроить игровую деятельность таким образом, чтобы реализовать основные первостепенные задачи по развитию познавательной сферы дошкольников и эмоционально-волевого развития детей.

Для организации игрового пространства детей, имеющих ОВЗ важно учитывать особенности их нарушений, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно в окружающем игровом пространстве, создавать атмосферу спокойствия, доверия, благополучного психологического климата для дошкольников, организуя игровое пространство на музыкальных занятиях таким образом, чтобы дошкольники чувствовали себя комфортно.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 144 с.
  2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 96 с.
  3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 224 с.
Задать вопрос