Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование грамматического строя речи дошкольников

Развитие дошкольника
14.02.2022
657
Поделиться
Библиографическое описание
Кириенко, О. А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / О. А. Кириенко, С. В. Симакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7093/.


На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из основных условий полноценного развития личности ребёнка. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями звуковой стороны речи, грамматического строя речи, недостаточным словарным запасом. Это связано с тем, что современные дошкольники большую часть времени проводят у телевизоров и за компьютерами, недостаточно гуляют на свежем воздухе, поэтому мало общаются и не играют в подвижные, дидактические игры. [2, с. 7]

В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразование (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений). Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение. Предложение, как и слово, вступает в отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений и текст. [1, с.136]

Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: её звуковым строем, лексикой, фразеологией. Соотношение языковых единиц — слова, словосочетания, предложения — играет важную роль в формировании и выражении мысли. Появление в речи детей грамматически оформленных предложений возможно при условии овладения «достаточно большим словарём и грамматическими формами». Дети трёх — четырёх лет чаще употребляют простое нераспространённое предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространённых и сложных предложений. Необходимо побуждать детей к высказыванию мыслей в форме сложного предложения, а для этого нужно ставить их в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы. [4, с. 36]

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы, он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растёт употребление других частей речи — имён прилагательных, местоимений, наречий, имён числительных. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм, среди которой самой трудной является форма родительного падежа множественного числа ( слив, апельсинов, карандашей ), детей знакомят с согласованием имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими именами прилагательными ( весёлый, весел, веселы, весела) . Дети употребляют в речи глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемых «трудными» глаголами ( я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите) . Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского, мужского, среднего рода. Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять правильно и другие части речи: местоимения, наречия, имена числительные, союзы, предлоги. Очень важно целенаправленное обучение дошкольников словообразованию. Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо ( снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник ). Практическое овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных ( зайчонок, лисёнок), предметы посуды ( сахарница, конфетница ), направление действий (ехал — поехал — выехал). [3, с.147]

Необходимо включать в обучение дошкольников такие упражнения, которые показывали бы изменения значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки: дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал. Выделение смысловых оттенков имён прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший.


Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

Части речи

Возраст

2- 3 года

3- 4 года

4- 5 лет

5- 6 лет

6- 7 лет

Словообразование

Существительные

Уменьшительно- ласкательные суффиксы — чик, чок,- ик.

Уменьшительно- ласкательные суффиксы –очк, -ичк,- онька.

Уменьшительно- ласкательные суффиксы - ушк, -чк, — онок.

Уменьшительно- ласкательные суффикс -еньк. Суффиксы: — иц, — их: волчица, ежиха.

Образование сложных слов : дровосек.

Уменьшительно- ласкательный суффикс — ищ. Общая часть родственных слов: медведи- медведица- медведюшко.

Глаголы

Настоящее и прошедшее время: сидит- сидел.

Приставки по-, пере-, с-.

Приставки за-, в-, у-, при-.

Множественное число: сидит- сидят

Причастия: сидящий.

Прилагательные

Уменьшительно- ласкательный суффикс — еньк.

Сравнительная степень: короткий — короче.

От существительных: круг- круглый (относит), медведь- медвежья берлога

(притяж)

Сравнительная степень : красный- краснее. Однокоренные слова: большой- большущий.

Прилагательное + прилагательное: жёлто-зелёный . От других частей речи: польза- полезный. Словосложение: длинные уши- длинноухий.

Наречия

----------------

От прилагательных: холодный- холодно.

От существительных: день- днём.

Антонимы: справа, слева.

От прилагательных: красивый — красиво. От кратких прилагательных с предлогами: вправо.

Словоизменение

Существительные

По числам: стол — столы. По падежам: зайка — зайку.

По числам и падежам: В.п., ед. ч и мн. ч.: возьми морковку. Р.П., ед.ч.: узайчика нет капуст ы. Т.п., ед.ч.: чем копает?- лопатко й.

По числам в Р. п.: устола нет ножки Т . п . , ед.ч и мн.ч.: иголками.

По родам и падежам: кого ты увидел? –медвед ей. Согласование с числительными.

По падежам и числам: Р.п., мн.ч в сочетании с наречиями много, мало.

Глаголы

По наклонениям, родам, времени.

Согласование с числительным в Р. п.: дал один стул. По числам в повелительном наклонении: спи — спите. По видам: встал- встаёт.

По временам. По лицам: яшью, он шьёт, мы шьём.

По временам.

По временам. Глаголы прошедшего времени по родам и числам: волк бежал, лиса бежала.

Прилагательные

По числам и родам: круглый — круглая.

Согласование с существительными в роде и числе: большой стул.

Сравнительная степень: широкий — шире. Антонимы: левее — правее. Сериации: высокий, ещё выше, самый высокий.

По числам. Согласование прилагательных с существительными в падеже: волк злой, волку злому.

Согласование с существительными в роде и числе: длинноухий заяц.

Числительные

По родам: один — одна.

По родам: два — две.

По родам до 5

По родам до 10.

По родам до 10.

Местоимение

--------------------------

Согласование с существительными м.р и ж. р.: мой ёж, моя мышь.

Согласование с существительными м.р и ж. р.

Согласование с существительными м.р и ж. р.

По родам, числам, падежам.

Наречия

Сверху, снизу.

Слева, справа, налево, направо.

Вверху — внизу, впереди- сзади

Закреплять понятия, полученные в предыдущем возрасте.

Правее, левее, выше, ниже на листе бумаги.

Предлоги

В, на, у, за, под.

Около.

Совершенствование умений.

Совершенствование умений.

Совершенствование умений.

Предложение

Из 3- 4 слов.

Введение в предложение дополнений, определений, обстоятельств, предложения с однородными членами.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Прямая и косвенная речь.

Совершенствование умений.


Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребёнка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.

Литература:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1978г. -136 с.
  2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4–5 лет. М., Просвещение, 2005г-7
  3. Микляева Н. В. Развитие языковой способности как направление совершенствования коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. М., ВЛАДОС, 2008г. — 147 с.
  4. Ушакова О. С., Страунинг Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., ВЛАДОС, 2004г, — 36 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный