Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Здравствуй, ветер» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, В. И. Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Здравствуй, ветер» / В. И. Ефимова, Л. А. Писаренко, О. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7012/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: обобщить и систематизировать знания о явлениях неживой природы — ветер.

Задачи:

Обучающая — формировать представление о том, что ветер — это движение воздуха; продолжать учить описывать увиденные явления природы на картине, выделять характерные признаки в наблюдаемых объектах.

Развивающая — развивать интерес к познавательной деятельности, любознательность, мышление; желание исследовать, расширять его всеми доступными способами.

Воспитательная — воспитывать интерес к окружающему миру, явлениям неживой природы.

Развивающая среда: картина с изображением ветренной погоды; четыре таза с водой разного цвета моря — черная, красная, белая, желтая; материал для изготовления корабликов с парусом: пенопласт, зубочистки, полоски бумаги, рупор, фонограмма «Ветер», «Шум моря»; разноцветные полоски бумаги, ленточки.

Методические приемы: загадывание загадок, рассматривание картины «Ветер», вопросы к детям, разноцветные полоски из жатой бумаги, фонограмма «Ветер», «Шум моря», рупор, эксперимент, конструирование — корабли с парусом, материал — пенопласт, узкие и широкие полоски цветной бумаги, деревянные палочки, клей, кисти, подносы, клеенки, четыре таза с цветной водой.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, игры с ветром: султанчики, вертушки; раскрашивание картинок: ветреной и безветренной погоды, чтение стихотворений А. Барто «Эти капризы», А. Костецкий «Февраль», А. Орлов «Ветер пастушок».

Ход ООД.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

I . Беседа о ветре .

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам интересные загадки о невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу

А меня не выдать.

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с крнем вырывает

Так порою он сердит!

Только что он был везде,

Миг — и нет его нигде. (Ветер)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, а ведь Ветерок можно в гости позвать. Хотите его пригласить?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда зовите, приглашайте к нам Ветерок.

  1. Поисковый этап

Дети читают отрывок из сказки А. С. Пушкина, исполняют пальчиковую гимнастику.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Гордо реешь на просторе

Ты волнуешь сине море,

Приходи к нам погостить,

Всех ребят повеселить!

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг, появился ли в нашей группе Ветерок.

Д ети проходят и рассаживаются на стулья, расставленные полукругом пред картиной. Осматривают группу.

  1. Практический этап

Далеко видимо улетел Ветерок, не услышал нас. Давайте я расскажу вам о Ветерке, тогда о себе и обязательно прилетит. Рассаживайтесь на стулья удобно: спинку держите прямо, не сутультесь, ноги поставьте правильно, тогда вы вырастите красивыми и стройными людьми. Посмотрите внимательно на картину и скажите, что делает ветер?

Дети: Надувает паруса кораблей, срывает листья с деревьев, сушит белье, ломает деревья.

Воспитатель: Вот он, какой ветер-ветерок. Он может быть добрым, а может быть и злым. Добрый ветер помогает людям, а как ветер помогает нам?

Дети: Вертит крылья мельницы, приносит прохладу и жару, освежает нас, гонит тучки — идет дождик и поливает растения.

Воспитатель: Да, ребята, ветер многое умеет делать. А как он может навредить человеку?

Дети: Ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль и снег в глаза, раскрывает крыши домов, иногда разрушает дома, даже переворачивает автомобили, обивает яблони.

Воспитатель: Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном. А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? Посмотрите, на столе разложены смайлики. Давайте расскажем, каким может быть ветер, и поставим нужное выражение к Ветерку.

Дети называют слова, берут необходимую картинку и прикладывают на магнитную доску, где изображены «злой» и «добрый» ветер.

Дети: Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, жаркий. (сказать снова про осанку)

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о ветре.

Ветер.

П. Воронько

С поля, с моря, с дальних гор

Ветры к нам летят во двор.

Первый ветер вербу гнет,

Третий ветер дуб ломает,

Тучи пыли поднимает.

Ты глаза не засори,

Отвернись и не смотри.

Разлетимся мы, как ветры.

Раз-два-три.

II . Наблюдение в комнате

Воспитатель: Как можно обнаружить ветер? Посмотрите в окошко — есть ли сегодня ветер? Можем ли прямо сейчас пригласить ветер к себе в гости? (выслушиваю предложения детей). Думаю, что после ваших рассказов, Ветерок обязательно прилетит к нам в гости.

Я сейчас открою ненадолго окно, а вы его еще раз пригласите. Давайте скажем: «Ветер, ветерок, приходи скорей дружок» (открыть окно).

Как вы думаете, пришел ветер к нам в группу?

Дети: Развеваются ленточки на окне, шелестят полоски бумаги, колышутся шторы, дует на нас.

Воспитатель: Ребята скажите, а можно ветерок потрогать? А запах у него есть? А сам ветер можно увидеть? А раз нельзя увидеть, как можно про него сказать?

Дети: Невидимка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ветром.

Дети: Здравствуй, ветерок!

(включается фонограмма «Ветер)

Голос в рупор:

Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки

Я ветер-ветерочек

Я для всех дружочек

Хочу вас освежить

И немножко покружить.

Воспитатель: А давайте все превратимся в ветер и поиграем.

Физкультминутка

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

III . Самостоятельная деятельность детей.

Конструирование «Кораблик с парусом»

Воспитатель: Давайте сделаем кораблики с парусом и отправимся в дальнее плавание по морям.

Рассматриваем схему построения кораблика. Выполнение работы детьми.

IV . Опыт.

Воспитатель: Отпускайте парусные кораблики на воду. В каждом тазике свое «море»: Красное, Черное, Желтое, Белое.

(подкрасить воду заранее)

Набираем воздух, дуем на паруса. Что происходит с корабликом? (плывет).

Почему он плывет? (потому что мы на него дуем).

Так и настоящие кораблики тоже могут плыть благодаря ветру.

Вывод: Кто же толкает кораблики? (ветер).

Ветер — это движение воздуха. Мы заставили воздух, который находится во рту двигаться, а он двигаться кораблики.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, вам понравилось наше занятие.

— Что вам понравилось?

— Что вам показалось трудным или, может, с чем-то вы не справились?

Литература:

  1. Н. А. Рыжова «Воздух — невидимка»
  2. Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке» (средняя группа)
  3. Н,В. Нищева «Подвижные и дидактические игры на прогулке».
  4. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина «Программа «Детство» развитие и воспитание детей в детском саду»
Задать вопрос