Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной)
Авторы: Раскатова Кристина Васильевна, Фомичева Ольга Александровна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 06.01.2022
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Раскатова, К. В. Организация двигательной деятельности дошкольников в осенний период в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной) / К. В. Раскатова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6976/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время не только педагогу, но и родителю невооруженным глазом видно, насколько физически неактивны стали современные дети. Поэтому парциальная программа «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной) стала важным вкладом в обогащение педагогической деятельности в современном детском саду. Эта программа выгодно выделяется на фоне других педагогических программ, поскольку в ее основе лежит ориентировка на двигательную активность и физическое развитие ребенка, в отличие от большинства программ, направленных на развитие компьютерной грамотности и связи с ИКТ.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования НИУ «БелГУ» Л. Н. Волошина с единомышленниками создала парциальную программу дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»).
Цель программы: обеспечение равных возможностей для полноценного физического развития ребенка в период дошкольного детства с учетом интересов, потребностей детей и их родителей, специфики национальных и социокультурных условий, спортивных традиций региона.
По мнению Л. Н. Волошиной, двигательная деятельность являетсяестественной потребностью в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием разностороннего развития и воспитания детей. И непременной составляющей двигательной деятельности являются регулярные занятия физической культурой с использованием игр с элементами спорта.
Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (под ред. Л. Н. Волошиной) состоит из четырех модулей , соответствующих времени года, когда осуществляется двигательная деятельность дошкольников: «Осень золотая», «Зимние забавы», «Приди, весна красавица», «Лето красное».
Следуя принципам, заложенным в ФГОС, занятия проводятся в игровой форме. По содержанию и методике проведения игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач подбираются соответствующие подвижные игры. Игра является и формой организации, и методом проведения физкультурного занятия. Физкультурные занятия на открытом воздухе строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, городками, битами, веревочками, ракетками, воланчиками, с природным материалом и их сочетаний, тем осознаннее и быстрее его деятельность, тем активнее его взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке.
Организация двигательной активности дошкольников в осенний период — это модуль «Осень золотая», объединивший три темы: «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки игра народная», «Шишки, желуди, каштаны».
Физкультурно-оздоровительная деятельность в соответствии с содержанием программы реализуется в режиме дня в различных формах:
- Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом воздухе;
- Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных игр на прогулках);
- Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги, участие родителей в праздниках, развлечениях)
- Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня.
Для организации двигательной активности дошкольников в осенний период в рамках данной программы требуется спортивная площадка, городошная площадка, спортивный зал.
В качестве инвентаря в рамках этого модуля используются: городошные фигуры, биты, кегли, обручи, маски для подвижных игр, «доска желания», «мешочки индивидуальных заданий», канат, шишки, желуди, каштаны, веревочки, 12 небольших палочек, разноцветные ленты, а также игровые атрибуты (колечко, музыкальный инструмент рожок, лапти (2 шт.), мешочки, барьеры).
Игры, которые предлагаются в программе Л. Н. Волошиной, используем и в рамках физкультурно-оздоровительной работы в течение дня (на утренней разминке, в качестве физкультминуток на обучающих занятиях, в рамках динамических часов), и как средство активного отдыха (развлечения, досуг), и как отдельные физкультурные занятия.
Так, например, в утреннюю зарядку мы включаем пальчиковую гимнастику «Дом на горе» (из темы «Городки — игра народная»). В рамках данной гимнастики руками изображаются разные объекты (дом, забор, кусты и др.). Это развивает у детей координацию и фантазию.
Чтобы дети могли отдохнуть на обучающих занятиях, проводим упражнение-релаксацию «Слон» (из темы «Городки — игра народная»). Для этого дети раскладывают перед собой городки и предлагаем им, представив себя слоном, переступать через городки, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую и произнося на выдохе «Ух!». Это упражнение помогает детям переключиться и отдохнуть.
В рамках динамического часа на прогулке в сентябре мы играли в игру «Зайцы и волк» (из темы «Любимые игры дедушек и бабушек»). В ней водящий, изображающий волка, должен догнать и осалить как можно большее количество участников («зайцев»). Эта игра очень интересна дошкольникам и развивает ловкость, скорость и интерес к народным играм.
В качестве отдельного физкультурного занятия в ноябре играли в игру на открытом воздухе с использованием шишек и каштанов «Собиралки-запасалки» (из темы «Шишки, жёлуди, каштаны»). В ней две команды за определенное количество времени должны были собрать как можно больше «запасов»: для одной команды это шишки, для другой — каштаны. Побеждает команда, собравшая большее их количество.
В качестве одного из видов активного отдыха (развлечения) мы использовали народную игру «Малечина-калечина» (из темы «Любимые игры дедушек и бабушек»). В этой игре необходимо было как можно дольше удержать палочку в вертикальном положении. Эта игра не только развивает ловкость, выдержку и координацию, но и воспитывает интерес к народным играм.
В процессе реализации темы «Городки — игра народная», мы увидели огромный интерес наших детей к игре «городки». Благодаря разработчикам программы «городки» возвращаются в детские сады. Великий полководец Александр Суворов, как нельзя точно и образно передал суть этой игры: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск». Нами замечено, что эта народная игра развивает координацию, учит детей работать командой, воспитанники старших и подготовительных групп могут справиться с ней и без помощи взрослых. Стеснительным и малоактивным детям «Городки» помогают раскрыться, увлеченные игрой они забывают о своей неуверенности. И наоборот, гиперактивные дети, успокаиваются, ведь чтобы сделать точный бросок и победить, надо максимально сосредоточиться. Наши дети быстро и с удовольствием строят простые фигуры (звезда, заборчик, рак, колодец, самолет). Играют по одному, командой, иногда эмоционально споря, но быстро приходя к взаимному согласию. Мы надеемся, что из детского сада многие дети перенесут игру во дворы и ребятня, заинтересовавшись, чем же таким необычным занимаются их сверстники, бросит компьютеры, телевизоры и включится в эту исконно русскую забаву.
При реализации модуля «Осень золотая» парциальной программы «Выходи играть во двор» (под редакцией Л. Н. Волошиной) нами выявлен ряд преимуществ. Во-первых, наблюдается широкий спектр физической активности: упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, общеразвивающие упражнения, релаксация, игры малой подвижности, подвижные игры. Во-вторых, упражнения и игры могут использоваться в течение всего дня преимущественно на свежем воздухе. В-третьих, двигательная активность проводится с использованием не только специализированного инвентаря, но и природного материала (шишки, каштаны, желуди), которого много в осенний период. И, в-четвертых, двигательная активность связана с развитием познавательного интереса к традициям русского народа (игры «Капуста», «Малечина-калечина», «Заинька»).
Таким образом, программа Л. Н. Волошиной для нас является полезным подспорьем в организации двигательной активности детей в осенний период.
Литература:
- Волошина Л. В., Кудаланова Л. П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. — 112 с.
- Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. [Текст] / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2004. — 160 с.
- Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. [Текст] / Л. Н. Волошина Л. Н. — Екатеринбург. — 2001. — 21 с.