Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тренинг «Раскрытие творческого потенциала педагогов»

Психологическая служба
20.12.2021
350
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, С. А. Тренинг «Раскрытие творческого потенциала педагогов» / С. А. Иванова, Л. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6946/.


Цель: овладение педагогами играми и упражнениями, направленными на раскрытие собственного творческого самовыражения

Организация: Столы для работы в подгруппах.

Материал: чистые листы А4 (по количеству участников), ½ листа формата А4, фломастеры, наборы бросового материала (геометрические фигуры, пуговицы, цветные ленточки), фольга, мандарины, поднос, листы с «закорючками», карточки со словами-парами, диски с музыкой.

  1. Упражнение «Мандарин»

Цель: объединение в группе, раскрепощение, настрой на предстоящую деятельность

Материал: поднос, целый мандарин; мандарин, поделенный на дольки

Ведущий: Посмотрите на этот мандарин. Попробуйте сравнить себя с этим экзотическим фруктом, рассказать о тех ощущениях, чувствах или представлениях, которые он вызывает у вас. Например, «Я сладкая женщина, как этот мандарин».

Выполнение: Поднос с дольками мандарина передаются по кругу участников. Каждый берет по дольке, пробует на вкус, проглатывает ее и рассказывает о себе.

Рефлексия: Мы все разные, отдельные как эти дольки, но едины как целый мандарин, мы группа, объединенная едиными целями: овладение играми и упражнениями, которые вы можете использовать в своей деятельности для раскрытия творческого потенциала педагогов и детей. Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Команды»

Предлагается поделить группу на 3–4 команды разными способами (по цветовым значкам, по словам по типу «мишка. кукла, машина», или другие варианты)

  1. Игра на развитие словотворчества [4, с. 15]

Цель: упражнять в умении согласованно работать в коллективе при составлении рассказа на заданную тему, развивать словесное творчество.

А. Иллюстрация

Материал: иллюстрация

Ведущий: Попробуйте придумать новую историю к заданной картинке с необычным сюжетом

Б. Новый поворот к старой сказке (Сказка наизнанку)

Материал: Текст/ зачин / сказки

Ведущий: Придумайте сюжет по мотивам сказки «Колобок», где героями будут музыкальные инструменты.

В. «Внутренний мультфильм»

Материал: история с заданным сюжетом

Выполнение: Ведущий рассказывает начало какой-либо истории. Далее участники должны придумать продолжение истории. Они представляют себе то, что происходит дальше, развивая сюжет, вносят необычные ситуации, героев.

Например. «Лето. Утро. Мы в деревне. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок…» «Зима. Утро выходного дня. Мы в деревне. По коже пробирается мороз…».

Г. «История из жизни, «съедаемой груши».

Ведущий: Пусть историю о своей жизни расскажет Съедаемая груша

Рефлексия: Истории получились интересные, с необычным сюжетом, с большим количеством героев. Задавая разные темы, обучая структуре рассказа, используя в работе разные формы рассказывания, можно развивать у них словотворчество.

Время выполнения: 10 минут (придумывание), 10 мин обсуждение

  1. Упражнение «Прояви творчество» [2, с. 251]

А) «Закорючки»

Б) «Волшебный детский сад (школу)»

В) «Необычный рисунок обычных вещей» — ложка

Цель : развитие зрительного воображения

Материал: поднос, ½ листа формата А-4, контуры «ложки», «закорючки», лист формата А — 3, карандаши, фломастеры

Ведущий: задание команде А:

У каждого из вас своя закорючка. Попробуйте превратить его в любой предмет и дополнительно придумать как можно больше вариантов рисунков к данной закорючке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: поворачивать рисунки нельзя.

Задание команде Б:

Вам необходимо дорисовать контур «ложки», превратив их в разные предметы. Необходимо договориться, чтобы у вас были предметы разных категорий.

Задание команде В:

Вашей команде необходимо придумать необычный детский сад(школу), используя необычные элементы.

Выполнение: Участники дорисовывают линии, рядом записывают варианты решений и вывешивают рисунки на магнитной доске. Приглашается один из участников для озвучивания решений. Всем другим предлагается, добавить еще придуманные ими варианты.

Рефлексия: Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют, как говорят психологи, особенно большее удовольствие.

Время выполнения: 10 минут, обсуждение 5 минут

  1. Упражнение «Необычные ситуации» (перечень возможных причин) [1, с. 16]

Цель: развитие широты мышления, навыков всестороннего анализа ситуаций и обобщения большого количества сведений.

Ведущий описывает необычную ситуацию. Участникам предлагается придумать как можно больше причин этого факта, возможных объяснений. Ответы могут быть банальными и маловероятными. Участники высказываются по очереди. Повторяться в ответах нельзя.

Ситуация: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия?

Обсуждение:

1. Какие трудности возникли в процессе игры?

2. Как Вы смогли разгадать правильный ответ? Что Вам помогло?

Рефлексия: На одну и ту же ситуацию можно придумать множество решений.

Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Вживание в образ» [3, с. 100]

Цель: развитие воображения, способности вжиться в образ

Материал: карточки с написанными парными образами

Ведущий: Вам предлагается поделиться на пары. У каждой пары есть карточка с написанными на ней предметами.

— Вы должны гармонично представить свои парные образы:

Причал — корабль, мячик — стенка, червяк — рыбка, бельё — веревка, тетрадь — ручка, солнце– земля, дождь — зонтик, река — мост, ножницы — бумага, брюки — щетка, гора — альпинист, музыкант-пианино;

Обсуждение:

  1. Какие трудности возникли в процессе игры?
  2. Как Вы распределили роли ведущего и ведомого? Что было легче на ваш взгляд?

Рефлексия: Развивать творческое самовыражение можно и через работу в парах.

Время выполнения: 10 минут

  1. Упражнение «Мой образ»

Цель: развитие творческого самовыражения: умение представить свой образ с помощью подручного материала (фольги)

Материал: фольга

Ведущий: Вам предлагается фольга. Как вы думаете, для чего? Конечно, ничего печь мы сейчас не будем. А вы знали, что это чудо материал можно использовать и с другой целью. Я вам предлагаю из фольги создать какой — либо предмет, который мог бы отобразить вас образ и рассказать об этом.

Время выполнения: 15 мин

Литература:

  1. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления., Санкт-Петербург 1996. ГМНПП «Иматон»
  2. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. — М., 2004. — 412 с.
  3. Сапогова Е. Е. Азбука воображения. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1995. — 212 с.
  4. Тест «Выведение следствий» по Л. Ю. Субботиной http://adalin.mospsy.ru
  5. Т. Д. Марцинковская Диагностика психического развития детей м.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. С.155
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный