Знакомство дошкольников с традиционно-бытовой культурой Белгородского края | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Знакомство дошкольников с традиционно-бытовой культурой Белгородского края / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6935/ (дата обращения: 19.04.2024).



Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда закладываются основы личности и общечеловеческой культуры, складываются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально-наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если воспитали его правильно. В последнее время критически пересматривается история прошлого нашего Отечества. Но не будет у нас другой Отчизны, другого прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, что бы на опыте наших предков накапливался опыт, обреталась мудрость, не повторялись ошибки.

Большие возможности для формирования у молодежи чувства гордости, воспитания патриотизма представляет Белгородский край, с его богатой историей боевого и трудового прошлого. История Белогорья полна переломными событиями, самобытной культурой, военными подвигами и трудовыми достижениями своих жителей. Богатый архитектурными памятниками, чудесными уголками природы, родной край славен и своими людьми. Белгородцы помнят о тех, кто жил здесь до них, освобождал землю в годы Великой отечественной войны, трудился так, чтобы регион становился с каждым годом все прекрасней.

Белогорье…Поле отчее

По над лугом белый дым

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой

Белогорье... поле отчее,

Что зову своей судьбой!

Так описал свои чувства к Белгородской земле Владимир Молчанов, белгородский поэт, прозаик, публицист, журналист, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации [3].

Программа познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» является одной из программ, по которым работает наш детский сад. Программа разработана на основе социокультурных традиций Белгородской области, способствует решению важнейшей задачи зарождения и сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, позволяет проникнуться чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину [1].

«Культура народа, преданность Отчизне, гордость за свою страну не транслируется посредством педагогических воздействий, требуется кропотливая тонкая работа по «выращиванию» патриотических чувств. Истоки высших человеческих эмоций такие, как любовь к Родине, лежат в переживаниях раннего детства» (А. В. Запорожец) [4].

Педагогическими условиями воспитания любви к Родине, гордости за Отечество, культуры поведения в обществе и т. д. выступают:

— благоприятный психологический климат детского сада, готовность взрослых к диалогу с детьми, речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников, как представителей Белогорья;

— взаимодействие педагогов и родителей, социальных партеров в освоении культурного опыта Белгородчины, начиная с повседневного быта;

проектирование содержательной жизни дошкольников, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участия в эмоционально-насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства.

В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательное развитие» [1].

Совместное освоение социального опыта. Большой интерес вызывают у воспитанников игры-путешествия в прошлое. Беря во внимание особенности мышления дошкольников (наглядно-образное), используем «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную посуду и мебель. В этом помогает взаимодействие с Верхопенским музеем. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, его прошлого и настоящего.

«Чем играли наши прабабушки?»

В крестьянском быту Белгородского края, как и во многих уголках России, особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Даже в самых бедных крестьянских семьях тряпичные куклы были обязательной игрушкой. Эта незамысловатая поделка приобщала ребенка к труду и творчеству. Как правило, первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали ее сами. Такая кукла была своеобразным эталоном рукоделия, и поэтому часто девочки-подростки брали с собой кукол на «посиделки». По ним могли судить о вкусе и мастерстве самой владелицы. Такое изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. казалось бы, в игровой ситуации, но девочка проходила таким образом подготовку к труду: училась шить, прясть, вышивать вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Тряпичных кукол брали с собой не только на «посиделки», но и в гости, на жатву и даже клали в приданое. Интересно, что куклы имели тоже половозрастное деление; удивительно, но факт, что после свадьбы молодухе позволялось играть в куклы. С куклами играли «в свадьбу», тем самым «проживали» этот обряд, приобщались к традиции.

Бережливость в обращении с тряпичными куклами, необходимость их сохранения и передачи по наследству несет в себе древний сакральный смысл — отголоски почитания женского божества. Со временем это магическое значение куклы стало исчезать, но степень передачи ее творения дошла и до нашего времени. Куклу часто делали безликой (возможно, след древних анимистических представлений), ибо в народе считалось, что если кукле npopисовать глаза, нос, рот, то в нее может вселиться душа. Поэтому она воспринималась неодушевленной и в нее не могли вселиться злые силы и повлиять на ребенка.

G:\IMG_6095.JPG G:\IMG_6107.JPG

Воспитанники детского сада совместно с сотрудниками музея изготавливают тряпичных кукол

Литература:

  1. «Здравствуй, мир Белогорья»: программно-методическое пособие по познавательному развитию детей дошкольного возраста /под ред. А. А. Бучек, Л. В. Серых, О. В. Пастюк. — 2 изд. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. — 299 с. — URL:https://beliro.ru/assets/resourcefile/4294/zdravstvuj-mir-belogorya-1.pdf
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. N30384.
  3. https://www.livelib.ru/author/1035653-vladimir-molchanov
  4. https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/128714/
Задать вопрос