Технология сторителлинг как инструмент развития творческого воображения дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Чуйко, О. А. Технология сторителлинг как инструмент развития творческого воображения дошкольника / О. А. Чуйко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 15-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6922/ (дата обращения: 28.03.2024).



Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения. Богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Рассказывание историй — это деятельность воображения, направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочинениях, в результате которого, является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом логически построенным и облаченным в словесную форму, соответствующую содержанию [2].

Ключевые слова: воображение, рассказывание историй, развитие воображения, творческая деятельность.

Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы ему время от времени рассказывали хорошую историю», — говорят ее персонажи. «Сторителлинг» (от англ. «storytelling») рассказывание историй . Впервую очередь, это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. Для историй нужны две вещи. Первая — эмпатия. Второе — либо хорошее воображение , либо хорошая память. В первом случае рассказчик генерируете истории сами, а во втором — выступаете в роли ретранслятора. Главная причина, по которой история вовлекает и вызывает интерес — это набор слов, которые запускают нужную эмоциональную реакцию [16]. Проиллюстрируем принцип работы сторителлинга на рис. 1.

Принцип работы сторителлинга

Рис. 1. Принцип работы сторителлинга

От хорошего сюжета оторваться невозможно. Нейрофизиологи уверяют, что человек примерно треть своей жизни погружен в фантазии [10, 25]. А маленькие дети созданы из фантазий. Фантазии находятся в самом центре их жизни и фактически определяют ее. Что делают маленькие дети? В основном придумывают. Их мозг без устали путешествует по несуществующим мирам. Воображение — это сильнейший инструмент сознания. Детей не нужно заставлять выдумывать. Они фантазируют, потому что это приносит им удовольствие [4, 24–42]. Но, возможно активизировать творческое воображение детей путем специально организованного обучения на всех этапах дошкольного детства. Для этого необходимо сформировать умения манипулировать образами и умения создавать собственные планы-замыслы на основе интериоризации действий с внешними планами (сначала задаваемыми взрослыми) [6, 51].

Воображение — это умственный процесс создания образов, который включает в себя предвидение конечного результата объективной деятельности и обеспечение создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [1]. Воображение играет огромную роль в жизни ребенка. Представляя, ребенок погружается в мир, в котором может быть все, что пожелает маленький изобретатель. К. Д. Ушинский сказал, что сильное, активное воображение является необходимой принадлежностью ума. Особенность воображения как формы отражения реальности заключается в следующем (см. рис. 2):

Особенность воображения как формы отражения реальности

Рис. 2. Особенность воображения как формы отражения реальности

Основная ценность воображения заключается в том, что без него любая деятельность человека невозможна, поскольку невозможно работать без представления промежуточного и окончательного результата [5]. Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материал для его фантазий — это вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны яркого мира детства.

Играйте! Креативные игры, не ограниченные конкретными правилами — отличный способ пробудить воображение и образное мышление. Когда ребенок видит окружающий мир с разных точек зрения, он творчески его осмысляет.

Читайте! Чтение — индивидуальная работа воображения. Каждый эпизод рассказа или сказки, который ребенок пропускает через себя, представляя, что он — один из героев произведения , расширяет жизненный опыт ребенка . Обсуждай те с ребенком прочитанное. Речь — это озвучивание воображения.

Наблюдайте! Побуждайте детей внимательно вглядываться в то, что их окружает. Идея в том, что дети должны зафиксировать все самое интересное, чтобы запомнить это и использовать в будущем для творчества. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения [3, 7–8].

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Творческое воображение — это создание новых образов без использования готового описания или условного изображения. Оно является незаменимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач [13, 32]. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Вот здесь то и приходит на помощь технология сторителлинга. Творчество — синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум — это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями [12, 83]. Истории — это творческое преобразование жизни в более сильные, понятные, и осмысленные переживания [9]. В историях заключен почти бесплатный источник информации и полезного опыта. Благодаря историям ребенок готовится к реальной жизни. Воображение — это надежная древняя технология, помогающая создать модель проблемы и попытаться заранее придумать ее решение. Фантазии могут быть формой игры, помогающей познавать мир. [4, 46].

Если рассказывание и выслушивание историй настолько естественно для человека любого возраста, то обязательно нужно использовать эти приемы в обучении детей. Слушание, сочинение и рассказывание историй — самая полезная пища для развивающегося ума. Ученые доказали, что дети на 76 % лучше усваивают информацию, которая преподнесена как рассказ, а не как нравоучение. В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для повышения эффективности процесса обучения [14].

Американские специалисты Чип Хиз и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» (англ. sticky) историю, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй [15] (см. рис 3):

Критерии историй

Рис. 3. Критерии историй

Нет какого-то одного правильного рецепта для сочинения историй. Ведь это творческий процесс, в нем должны быть и смешные моменты, и глупые персонажи, и хитроумные решения. Но все же, у любой истории есть основные составляющие: КТО (персонаж), ГДЕ (место действия), ЧТО (событие), КОГДА (время) и ПОЧЕМУ (проблема) [8, 12]. В ней должна присутствовать драматургия. Как правило, сюжет истории должен развиваться канонично (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). В любой хорошей истории легко различить структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом (вступление, развитие событий, кульминация, заключение). Это такая форма театра, в котором разыгрывается короткий, но очень эмоциональный спектакль, затрагивающий чувства зрителей .

И так, фундамент любой истории [7] (см. рис 4):

Элементы истории

Рис. 4. Элементы истории

Одним из преимуществ технологии сторителлинга является то, что она не требует больших затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Визуальный контент — это вся визуальная информация, которая сопровождает рассказывание истории: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Любая информация, завернутая в красивую и яркую визуальную обертку, становится еще более захватывающей. Методические пособия изготавливаются в тесном сотрудничестве с детьми и могут даже дополняются по ходу сочинения истории.

Оригинальные идеи, которые помогут детям в сочинительстве и рассказывании (сюжетные идеи-подсказки) [11] представим в виде таблицы:

Изобретательство — это создание нового… Каждая, сочиненная ребенком, история уникальна и неповторима. Сочинение историй помогает развивать изобретательский навык, возможность ориентироваться в трудной ситуации в будущем. Изобретатель и сочинитель (рассказчик) моделируют в воображении действия «героев». Объекты (персонажи) перемещаются, функционируют, взаимодействуют. Есть логическая последовательность изменения объектов в пространстве и времени. Проектирование историй — обязательное умения юного рассказчика. Сначала представь схему взаимодействия персонажей, затем опиши это текстом. Что же это как не развитие творческого воображения? Научившись работать с придуманными персонажами, детям в будущем будет легче общаться с реальными людьми и работать с техническим устройствами, как персонажами изобретательских историй [17, 141].

Литература:

  1. Введение в психологию, под ред. проф. А. В. Петровского, учебник, М., 1996, Юридическая психология и не только, https://clck.ru/ZAu52 , 02.12.2021
  2. Ворошнина Л. В. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 9 — С. 28–31.
  3. Выготский Л. Н.: «Воображение и творчество в детском возрасте», Приглашаем к чтению, https://clck.ru/U2Hhk , 01.12.2021. — 64 с.
  4. Готтшалл Д. Как сторителлинг сделал нас людьми; Пер. с англ. Крякиной Н. Л. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — 272 с.
  5. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. ‒ 2003. ‒ № 8
  6. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников// Вопросы психологии. — М.: Педагогика, 1987, № 1 с. — 44–51. https://clck.ru/ZArWp , 27.11.2021
  7. Крутько С., Сторителлинг: как интересно рассказывать истории, Медиа нетологии, https://clck.ru/M2nVm , 29.11.2021
  8. Лоуренс К. Сторителлинг. Как написать отличную историю / Пер. с англ. И. Епифановой. — Москва: Лайвбук, 2021. — 176 с.
  9. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с.
  10. Миллер Д. Метод storybrand: Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились; Пер. с англ. — М.: Альбина Паблишер. 2022. — 232 с.
  11. Ньюбургер Э. Банка с историями. Пер. с англ. Л. Головиной. — М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016. — 136 с.
  12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, пер. Ю. А. Добровольская: https://clck.ru/HUosh , 01.12.2021. — 96 с.
  13. Старжинская Н. С., Дубинина Д. Н., Белько Е. С. Учим детей рассказывать, учебное пособие. — Минск, Адукацыя і выхаванне, 2003. — 144 с.
  14. Сторителлинг: примеры использования в образовании, CORE, https://clck.ru/ZAszK , 02.12.2021
  15. Хиз Ч. и Хиз Д. Сделано, чтобы прилипать. Почему одни идеи выживают, а другие умирают, Манн, Иванов и Фербер «Миф», М. — 256 с.
  16. Шардаков Д. Что такое сторителлинг, и как на самом деле продают истории: технология и примеры, Все про копирайтинг: статьи, основы, примеры текстов и уроки для копирайтеров, https://clck.ru/ZAu7Q , 28.11.2021
  17. Щинников А. «Стрителлинг и ТРИЗ: Теория изобретеллинга»: Издательское решение, 2021. — 144 с.

Ключевые слова

творческая деятельность, воображение, рассказывание историй, развитие воображения
Задать вопрос