Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.

Дата публикации: 05.12.2021

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Р. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста / Р. А. Потапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6906/ (дата обращения: 18.04.2024).



Ключевые слова: развитие мелкой моторики, самомассаж пальчиков, пальчиковые игры.

В последние годы роль пальчиковых игр значительно возросла и с каждым днём только набирает актуальность. Это напрямую связано с тем, что значительно увеличилось количество детей с различными нарушениями речи. В настоящее время пальчиковые игры активно применяются в детских садах с самого раннего возраста и далее эту работу продолжают учителя начальных классов и узкие специалисты.

Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Со словами Василия Александровича не поспоришь и это неоднократно доказано разными учеными в области физиологии. Родителям необходимо начинать работу по развитию мелкой и общей моторики с младенчества, с того момента, как ребенок начнет самостоятельно захватывать игрушки рукой. Кроме того, мама может дополнительно массировать пальчики малышу, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Цель моей педагогической деятельности: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Невозможно отделить мелкую моторику и речь по разные стороны, эти два фактора взаимосвязаны и неделимы.

Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В младенческом возрасте родители начинают развитие мелкой моторики всем известными играми «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона». Дети очень эмоционально откликаются на подобные игры и 8-мимесячный малыш уже способен хлопать в ладоши и радоваться совместной игре с мамой.

В своей педагогической практике с малышами я начинаю работу с простых понимания и повторения игр, например,

Бабочка

Бабочка-красавица (Хлопать в ладоши.)

Всем ребятам нравится.

Кружит в небе высоко, (Развести руки в стороны, махать «крыльями».)

Ищет для себя цветок. (Опустить руки на колени.)

или…

Мишка

–Мишка, мишка, не шали! (Грозить пальцем.)

Ты по лесу не ходи. (Пальцы «идут» по столу.)

Спать тебе давно пора, (Положить ладони под голову.)

Ведь зима уж у двора.

Сладким, крепким сном усни (Опустить, расслабить ладони и слегка встряхнуть ими.)

До капели, до весны.

На первом этапе дети совместно с педагогом разучивают движения, педагог при этом проговаривает слова, через несколько дней часть детей уже вместе с педагогом могут воспроизводить текст и одновременно выполнять движения. Для эмоциональной окраски пальчиковых игр можно применять пальчиковых героев.

Очень увлекательно и интересно проходят пальчиковые упражнения с элементами музицирования. Для этого необходимы детские перчатки с нашитыми на кончики пальцев пуговицами и пустые коробки из-под туфель, оклеенные яркой бумагой. Сначала детям предлагается просто постучать пальчиками по коробке, а затем это занятие усложняется сначала песенкой, а при усвоении слов подключаем ритм. Благодаря этому мы еще затрагиваем и фонематический слух (координация в системе «глаз-рука-ухо») и параллельно завлекаем творчеством, помогаем снять нервное напряжение, раскрепощаем ребенка.

Тук, ток (отрывок)

( Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом: стучать по коробкам )

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки — ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Железновы

Обязательным условием для начала выполнения пальчиковых упражнений является разогрев рук: руки должны быть теплыми. Поэтому я предлагаю ребятам сначала потереть ладони, потом выполняем небольшой самомассаж. Обожают дети самомассаж с использованием различных материалов: карандаша, шишек, грецкого ореха, мячика су-джок. Такие подготовительные манипуляции снимают напряжения кистей рук, успокаивают мелкую мускулатуру и одновременно поддерживают в тонусе центры головного мозга. Обязательно массаж должен быть эмоционально окрашен какой-нибудь потешкой, стихотворением или загадкой.

Отрывок…. Спят в коробке малыши,

Малыши — карандаши.

Красный, жёлтый, голубой...

Выбирай себе любой.

Зудрагс Ж.

В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим!

(Орех)

Пальчиковые упражнения обязательно должны быть окрашены увлеченностью и эмоциями педагога, чтобы увлечь детей. Каждое упражнение выполнять по 3–5 раз и в зависимости от упражнения сначала одной рукой, затем другой и двумя одновременно (в зависимости от степени развития и возраста детей). При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично в силу возраста (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно необходимо заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Таким образом, в процессе реализации с детьми пальчиковых игр я не принуждаю детей, если у них что-то не получается, стараюсь выявить и ликвидировать причину, дабы не отбить желание продолжить игру. Для получения максимального полезного эффекта игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них.

В результате можно сделать вывод, что пальчиковые игры — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное, наглядно-действенное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе, являются профилактикой неврозов и комплексов.

Литература:

  1. Агаян Г. Г. Мы топали, мы топали: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г. Г. Агаян. — Дмитров: Карапуз, 2003.
  2. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-palchikovyh-igr-v-formirovanii-melkoy-motoriki-detey-rannego-vozrasta

Ключевые слова

развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, самомассаж пальчиков
Задать вопрос