Формирование у детей с отклонениями в развитии умения эмоционально реагировать на свое имя (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Какуркина, М. П. Формирование у детей с отклонениями в развитии умения эмоционально реагировать на свое имя (из опыта работы) / М. П. Какуркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6849/ (дата обращения: 16.11.2024).



Имя — это одно из составных частей личности. Начинается знакомство с именем очень рано. Ухаживая за ребенком, взрослый называет его по имени, поет колыбельные, обращается к нему постоянно. Обычно уже с 6 месяцев ребенок реагирует на свое имя, (услышав свое имя, поворачивает в ответ головку).

Нельзя забывать о том, что детям с отклонениями в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним, у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. Мы считаем, что первоочередная задача воспитателей, работающих с такими детьми, не подавляя чувства и эмоции детей, через игровую деятельность (так как эта одна из основных форм развития детей раннего возраста) научить общаться со взрослыми и сверстниками, постоянно учить реагировать на своё имя.

В своей работе мы используем много приемов для того, чтобы ребенок мог эмоционально реагировать на свое имя. Например: входя утром в группу, воспитатель говорит: «Саша, здравствуй!» и протягивает ему руку. В ответ Саша протягивает свою руку. Тут же прибегают остальные дети, и здесь очень важно поздороваться с каждым из них, обязательно называя ребенка по имени: «Здравствуй, Катя, Полина, Ваня».

Через обращение к ребенку по имени у него начинается формирование «образа — Я», и об этом важно не забывать. По имени мы называем ребенка постоянно. Во время выполнения режимных моментов нам в работе с трудными детьми помогают потешки, потому что их чтение взрослыми доставляет детям радость. Они сразу успокаиваются, улыбаются, вслушиваются.

Например: Ваня не хочет умываться, капризничает. Воспитатель гладит его по головке, приговаривая:

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Ванечка умоется,

Причешется, оденется.

Очень нравится детям употребление в имени уменьшительно-ласкательных суффиксов: Геночка, Вовочка, Леночка, Катенька. Обычно после высаживания детей на горшки, мы, моя им руки, приговариваем:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Тете (Лене, Марине) улыбаемся.

Очень часто ребенок начинает протестовать во время кормления (может смахнуть со стола чашку, влезть в тарелку рукой). Окрики и отвлечения со стороны взрослых в данном случае не помогают. Ребенок не хочет есть самостоятельно, без помощи взрослых, хотя навыки ещё слабые. Тогда мы руку ребенка с ложкой направляем в рот, приговаривая: «Вот какая (ой), умница Ваня, Таня, Дима сам (а) кушает. Молодец, деточка!»

Активные самостоятельные действия сопровождаются только положительными эмоциями малыша. С одной стороны — это радость от самого процесса действий, с другой — поощрение взрослых.

В нашей группе есть дети, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Это — Даниил К. Свой протест этот ребенок выражает тем, что может упасть на пол, биться головой, визжать, кусать сверстников. Здесь очень важно найти к нему особый индивидуальный подход. В это время мы стараемся подойти к ребенку, успокоить его. Иногда очень важно просто притронуться к частям его тела, играя с ним. В своей работе в таких ситуациях мы часто используем чтение потешек с проигрыванием. Например:

Ротик у Кати -клюковка,

Носик — пуговка,

Глазки- луковка,

Катя- куколка!

Покажи, а где мой ротик? А где мои глазки? (воспитатель играет с ребенком).

На втором году жизни ребенок осваивает пространство, начинает уверенно ходить, лепетать, произносить отдельные осмысленные звуки, откликаться на просьбы (принеси, дай) и поэтому, взрослым следует уделять должное внимание развитию этих начальных умений, которые являются основой для их совершенствования на этом этапе. Здесь мы используем много игровых моментов, потешек.

Например: берем мягкую игрушку (киску, собачку, мишку) и говорим, проигрывая:

Киска, киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наш (а) Катя, Лена, Настя, Ваня пойдет!

Или:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пойди по дороженьке

Топни, Катя, ноженькой!

Также для того, чтобы ребенок мог реагировать не только на свое имя, но и знал имена своих сверстников, мы проводим в группе такие игры: «Дай мяч», «Кто ты», «Игра с мыльными пузырями».

Уроки добра не проходят бесследно. Ребенок постоянно учится жить в коллективе. В другой раз во время игр Настя хочет отобрать игрушку у Саши, а он грозит ей пальчиком и приговаривает: «Ай-ай» или «Та-та». Или, ткнув в глаз куклы, Таня тут же убирает руку и с осуждением произносит «Ай-ай». Плачет Лена, потому что Вова отнял у нее любимую игрушку, в это время подходит к ней Настя, гладит ей по голове, жалеет. Это, на мой взгляд, очень важные моменты в воспитании детей.

Ребенок второго года жизни сам неоднократно убеждается в том, что одни его действия приносят желаемое удовлетворение, одобрение взрослых, адресу — неприятные последствия, порицанием. Здесь велика роль взрослых, находящихся рядом. Только они могут научить малыша правильно действовать своими примерами, обращением.

Мы считаем, что воспитатели нашей группы уделяют большое внимание развитию у детей умения эмоционально реагировать на свое имя через игру, общением, занятиями. Поэтому у нас неплохие результаты. Дети нашей группы — эмоциональны, подвижны, жизнерадостны. С удовольствием откликаются на свое имя, знают имена своих сверстников, имена взрослых.

Дальнейшая задача нам, взрослым — продолжить развивать у ребенка положительного образа собственного «Я».

Похожие статьи

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Задать вопрос