Формирование у детей с отклонениями в развитии умения эмоционально реагировать на свое имя (из опыта работы)
Автор: Какуркина Марина Петровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 27.11.2021
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Какуркина, М. П. Формирование у детей с отклонениями в развитии умения эмоционально реагировать на свое имя (из опыта работы) / М. П. Какуркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6849/ (дата обращения: 16.11.2024).
Имя — это одно из составных частей личности. Начинается знакомство с именем очень рано. Ухаживая за ребенком, взрослый называет его по имени, поет колыбельные, обращается к нему постоянно. Обычно уже с 6 месяцев ребенок реагирует на свое имя, (услышав свое имя, поворачивает в ответ головку).
Нельзя забывать о том, что детям с отклонениями в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним, у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. Мы считаем, что первоочередная задача воспитателей, работающих с такими детьми, не подавляя чувства и эмоции детей, через игровую деятельность (так как эта одна из основных форм развития детей раннего возраста) научить общаться со взрослыми и сверстниками, постоянно учить реагировать на своё имя.
В своей работе мы используем много приемов для того, чтобы ребенок мог эмоционально реагировать на свое имя. Например: входя утром в группу, воспитатель говорит: «Саша, здравствуй!» и протягивает ему руку. В ответ Саша протягивает свою руку. Тут же прибегают остальные дети, и здесь очень важно поздороваться с каждым из них, обязательно называя ребенка по имени: «Здравствуй, Катя, Полина, Ваня».
Через обращение к ребенку по имени у него начинается формирование «образа — Я», и об этом важно не забывать. По имени мы называем ребенка постоянно. Во время выполнения режимных моментов нам в работе с трудными детьми помогают потешки, потому что их чтение взрослыми доставляет детям радость. Они сразу успокаиваются, улыбаются, вслушиваются.
Например: Ваня не хочет умываться, капризничает. Воспитатель гладит его по головке, приговаривая:
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Ванечка умоется,
Причешется, оденется.
Очень нравится детям употребление в имени уменьшительно-ласкательных суффиксов: Геночка, Вовочка, Леночка, Катенька. Обычно после высаживания детей на горшки, мы, моя им руки, приговариваем:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Тете (Лене, Марине) улыбаемся.
Очень часто ребенок начинает протестовать во время кормления (может смахнуть со стола чашку, влезть в тарелку рукой). Окрики и отвлечения со стороны взрослых в данном случае не помогают. Ребенок не хочет есть самостоятельно, без помощи взрослых, хотя навыки ещё слабые. Тогда мы руку ребенка с ложкой направляем в рот, приговаривая: «Вот какая (ой), умница Ваня, Таня, Дима сам (а) кушает. Молодец, деточка!»
Активные самостоятельные действия сопровождаются только положительными эмоциями малыша. С одной стороны — это радость от самого процесса действий, с другой — поощрение взрослых.
В нашей группе есть дети, которые требуют к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Это — Даниил К. Свой протест этот ребенок выражает тем, что может упасть на пол, биться головой, визжать, кусать сверстников. Здесь очень важно найти к нему особый индивидуальный подход. В это время мы стараемся подойти к ребенку, успокоить его. Иногда очень важно просто притронуться к частям его тела, играя с ним. В своей работе в таких ситуациях мы часто используем чтение потешек с проигрыванием. Например:
Ротик у Кати -клюковка,
Носик — пуговка,
Глазки- луковка,
Катя- куколка!
Покажи, а где мой ротик? А где мои глазки? (воспитатель играет с ребенком).
На втором году жизни ребенок осваивает пространство, начинает уверенно ходить, лепетать, произносить отдельные осмысленные звуки, откликаться на просьбы (принеси, дай) и поэтому, взрослым следует уделять должное внимание развитию этих начальных умений, которые являются основой для их совершенствования на этом этапе. Здесь мы используем много игровых моментов, потешек.
Например: берем мягкую игрушку (киску, собачку, мишку) и говорим, проигрывая:
Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наш (а) Катя, Лена, Настя, Ваня пойдет!
Или:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пойди по дороженьке
Топни, Катя, ноженькой!
Также для того, чтобы ребенок мог реагировать не только на свое имя, но и знал имена своих сверстников, мы проводим в группе такие игры: «Дай мяч», «Кто ты», «Игра с мыльными пузырями».
Уроки добра не проходят бесследно. Ребенок постоянно учится жить в коллективе. В другой раз во время игр Настя хочет отобрать игрушку у Саши, а он грозит ей пальчиком и приговаривает: «Ай-ай» или «Та-та». Или, ткнув в глаз куклы, Таня тут же убирает руку и с осуждением произносит «Ай-ай». Плачет Лена, потому что Вова отнял у нее любимую игрушку, в это время подходит к ней Настя, гладит ей по голове, жалеет. Это, на мой взгляд, очень важные моменты в воспитании детей.
Ребенок второго года жизни сам неоднократно убеждается в том, что одни его действия приносят желаемое удовлетворение, одобрение взрослых, адресу — неприятные последствия, порицанием. Здесь велика роль взрослых, находящихся рядом. Только они могут научить малыша правильно действовать своими примерами, обращением.
Мы считаем, что воспитатели нашей группы уделяют большое внимание развитию у детей умения эмоционально реагировать на свое имя через игру, общением, занятиями. Поэтому у нас неплохие результаты. Дети нашей группы — эмоциональны, подвижны, жизнерадостны. С удовольствием откликаются на свое имя, знают имена своих сверстников, имена взрослых.
Дальнейшая задача нам, взрослым — продолжить развивать у ребенка положительного образа собственного «Я».