Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Твёрдые и мягкие согласные» (подготовительная группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Жилина, И. И. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Твёрдые и мягкие согласные» (подготовительная группа) / И. И. Жилина, Е. П. Пестерева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6846/ (дата обращения: 24.04.2024).



Цель: Учить различать твёрдые и мягкие согласные.

Обучающие задачи:

Закреплять знания о гласных и согласных звуках. Учить обозначать мягкие согласные;

Продолжать учить составлять цветовые схемы слов. Развивать связную речь. Составлять предложения со словами — действиями. Закреплять обобщающие понятия.

Воспитательные задачи:

Воспитывать творческую активность, усидчивость, мышление, умение слушать друг друга.

Материал:

– карточки обозначающие согласные твёрдые (синие), согласные мягкие (зелёные), гласные (красные) на каждого ребёнка;

– слоговые на каждого ребёнка;

– картинки: мальчик и девочка;

– картинки по обобщающим понятиям на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы знаем все звуки. На какие две группы они делятся?

Дети: Согласные и гласные.

Воспитатель: Правильно! Назовите согласные звуки.

Ответы детей.

Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?

Дети: Синим цветом.

Воспитатель: Молодцы! Назовите гласные звуки.

Ответы детей.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласный звук?

Дети: Красным цветом.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

На доске выставлены гласные звуки: Ы , О , У , А , Э с одной стороны доски, И , Ё , Ю , Я , Е с другой стороны доски.

Воспитатель: Дети давайте почитаем слоги. Воспитатель выкладывает на доске:

ТЫ; ТИ

МО; МЕ

ЛУ; ЛЮ

КА; КЯ

БЭ; БЕ

Дети читают.

Воспитатель: Ребята, вы не заметили что-то необычное? Сейчас я вам расскажу, что здесь необычно. Оказывается, есть волшебные гласные: И, Ё, Ю, Я, Е. Если эти гласные стоят после согласного звука, то согласный звук произносится, мягко.

Воспитатель произносит слоги: МИ, БЕ, ЛЯ и т. д.

Воспитатель: Послушайте как мягко звучат согласные, как мягкий плюшевый медвежонок. Воспитатель произносит мягкие согласные. Просит произнести мягкие согласные детей.

Воспитатель: Замечательно! Как вы думаете, каким цветом обозначаются мягкие согласные?

Дети называют различные цвета….

Воспитатель: Мягкие согласные обозначаются зелёным цветом.

На столах у детей разложены звуковые карточки (синие, красные, зелёные), слоговые карточки.

Воспитатель: Поднимите зелёную карточку, ей мы будем обозначать мягкие согласные. Теперь потренируемся.

Воспитатель вызывает к доске ребёнка. Ваня будет отвечать у доски, а все остальные за столами. (На доске согласные синих и зелёных цветов, гласные красного цвета).

Воспитатель: Задание, выложи слог ПО . Молодец! Прочитай! (ребёнок читает). А теперь отдельно произнеси звук П . Какой он, твёрдый или мягкий? (ответ ребёнка). Правильно твёрдый, как солдат. Молодей!

К доске приглашается следующий ребёнок.

Воспитатель: Задание, выложи слог ДЕ . Прежде чем выкладывать, произнеси ДЕ . Как звучит звук Д , мягко или твёрдо?

Ребёнок: Мягко!

Воспитатель: Умница! Каким цветом выкладываем звук Д (зелёным).

Если ребёнок задумался, воспитатель просит помочь детей. Выкладываем. Теперь потренируемся все вместе. Я буду называть слоги, а вы будете выкладывать у себя на столах.

Воспитатель поочерёдно называет слоги с твёрдыми, мягкими согласными.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы будем читать, делить на слоги и выкладывать слова: СЫР, МИР, ЛЕС, ЛУК, КАША, Петя, МОРЕ, ЗИМА, МАЛИНА, КОРЗИНА, ТАБУРЕТ.

Дети выкладывают, произносят слова, отхлопывая слоги.

Воспитатель: Отлично! А теперь каждый выложит своё имя (мл. воспитатель, воспитатель помогают) Все справились. Молодцы!

Давайте отдохнём. (Психологическая разгрузка) Повторяем три раза.

Воспитатель: Ребята, сейчас будем громко произносить звук «А», при этом будем топать ногами и хлопать в ладоши.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, теперь звук «А» произноситься тихо, при этом руки поднимаем в верх и плавно опускаем в низ.

Дети выполняют.

Воспитатель: Отдохнули, молодцы. Продолжаем дальше.

На доске две картинки: мальчик и девочка.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения со словами — действиями. На какие вопросы отвечают слова — действия?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно: Что делает? Что делали? Что будут делать? Молодцы! Давайте назовём слова действия.

Дети называют.

Воспитатель: Замечательно! Прежде чем придумать предложение дайте имена девочке и мальчику. У каждого ребёнка может быть своё имя.

Дети придумывают предложения.

Воспитатель: Молодцы! Теперь придумайте предложение, что мальчик и девочка могут делать вместе.

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо! Сейчас последнее задание «Назови правильно». (На столах у детей лежат перевёрнутые изображения, вниз картинкой).

У вас на столах лежат картинки. Как только я называю ваше имя, переворачиваем картинку и говорим к чему этот предмет относится. Например, воспитатель берёт картинку, переворачивает и говорит — «Сапоги — это обувь», берёт следующую: «Клубника — это ягода». Всем понятно задание?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Отлично! Молодцы! Все справились! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с волшебными гласными, которые делают согласные мягкими. Узнали, как обозначаются мягкие согласные, зелёным цветом. Мы читали слоги и слова. Делили слова на слоги. Повторяли слова — действия, составляли предложения. Мы с вами определяли какой предмет к чему относится.

Вы все молодцы, хорошо справились с заданиями.

Как всегда, в конце занятия мы себе аплодируем. Занятие окончено.

Задать вопрос