Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Галищева, О. И. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы / О. И. Галищева, Я. С. Островщук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6839/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье авторы рассказывают о нравственном воспитании детей дошкольного возраста через использование шахматной игры, в которой обыгрывается сражение Александра Невского.

Ключевые слова: дошкольники, шахматы, нравственное воспитание.

Основой духовно-нравственного формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является православное воспитание. Поскольку в этот период ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Как отмечает Е. В. Емелина, важно, чтобы эти первые впечатления давали дошкольнику уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его [1]. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

На сегодняшний день главным риском для молодого поколения является неспособность отличить правду от вымысла. Большие объемы информации, фальсификации в телевизоре и интернете — все это приводит к тому, что историческая правда искажается в угоду различных реалий. Наша же задача, как педагогов, — это донести до детей истину, помочь осознать и принять на уровне личного отношения, следования ей и в душе, и в поведении.

Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. Мы, педагоги, в полной мере ощущаем себя ответственными перед будущим поколением.

В 2021 году вся страна отмечает 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В ЧДОУ «Православный д/с «Покровский» мы постарались внести свой вклад в развитие инструментария, позволяющего передать подрастающему поколению высокие образцы патриотизма, создав игру, по мотивам подвигов Александра Невского с использованием больших напольных шахмат, что отражено на рисунке 1.

Оформление напольных шахмат по бой А.Невского Оформление напольных шахмат по бой А.Невского

Рис. 1. Оформление напольных шахмат по бой А.Невского

Почему мы выбрали именно шахматы в качестве вспомогательного элемента? Еще В. А. Сухомлинский так писал о пользе шахмат: «Шахматы — превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Во время занятий шахматами работают оба полушария мозга, что очень важно: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — за абстрактное мышление. Дошкольник продумывает исход партии, строит цепочку событий и последовательность ходов: создание потенциальных ситуаций в партии, принятие возможных ходов соперника, строит и моделирует партию [2]. Наша созданная игра помогает решать несколько задач, которые представлены на рисунке 2.

Задачи, решаемые педагогами в ходе шахматной игры

Рис. 2. Задачи, решаемые педагогами в ходе шахматной игры

В качестве предварительной работы мы предлагаем побеседовать с детьми о защитниках Руси — богатырях, рассказать, что они были не только сильны и бесстрашны, но еще и умны, и мудры, а помогала им в этом игра, которую знают все дети — шахматы. Можно показать презентацию «Богатыри играют в шахматы».

Затем мы предлагаем познакомить детей с жизнью и подвигами великого русского князя Александра Невского, останавливаясь подробней на битвах против шведских и немецких рыцарей. Можно подчеркнуть, что Александр Невский не проиграл ни одной битвы, что говорит о его немалом уме и способности продумать свои военные действия.

Далее предлагается поиграть в игру «Сбей по очереди» — выбирается шахматная фигура, на которую наклеивается портрет Александра Невского- слон, конь или ладья, а на напольном шахматном поле расставляются пешки противоположного богатырю цвета с наклеенными образами Тевтонских рыцарей. Дети, управляя «Александром Невским» должны по очереди сбить всех «рыцарей», произведя по взятию за каждый ход.

Можно предложить еще игру — «Побей незащищенную фигуру». На шахматном поле также стоит шахматная фигура в образе Александра Невского. На пути его возможных ходов расставлены «рыцари», при чем все фигуры, кроме одной, защищены своими «товарищами-рыцарями». Детям предлагается проанализировать расстановку на поле, найти незащищенного рыцаря» и произвести взятие.

Также предлагаем сообщить детям, что в честь Александра Невского был утвержден орден- показать его(распечатанный вариант) и сказать, что сегодня он будет наградой для тех, кто справится со всеми заданиями.

Данные игры, на наш взгляд, помогут детям запомнить подвиги святого благоверного князя Александра Невского, осознать его величие и значимость для всего русского народа, а особенности стратегии боя детям позволит шахматное поле.

Литература:

  1. Емелина, Е. В. Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского /Е. В. Емелина// Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 16–19.
  2. Масляев, В. В. Влияние шахматной игры на психическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Масляев, М. А. Соломченко / Наука. — 2020. — № 8 (33). — С. 59–65.
Задать вопрос