Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы
Авторы: Галищева Оксана Ивановна, Островщук Яна Сергеевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 26.11.2021
Статья просмотрена: 26 раз
Библиографическое описание:
Галищева, О. И. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского через игру в шахматы / О. И. Галищева, Я. С. Островщук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6839/ (дата обращения: 24.04.2024).
В статье авторы рассказывают о нравственном воспитании детей дошкольного возраста через использование шахматной игры, в которой обыгрывается сражение Александра Невского.
Ключевые слова: дошкольники, шахматы, нравственное воспитание.
Основой духовно-нравственного формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является православное воспитание. Поскольку в этот период ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Как отмечает Е. В. Емелина, важно, чтобы эти первые впечатления давали дошкольнику уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его [1]. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
На сегодняшний день главным риском для молодого поколения является неспособность отличить правду от вымысла. Большие объемы информации, фальсификации в телевизоре и интернете — все это приводит к тому, что историческая правда искажается в угоду различных реалий. Наша же задача, как педагогов, — это донести до детей истину, помочь осознать и принять на уровне личного отношения, следования ей и в душе, и в поведении.
Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельные личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. Мы, педагоги, в полной мере ощущаем себя ответственными перед будущим поколением.
В 2021 году вся страна отмечает 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В ЧДОУ «Православный д/с «Покровский» мы постарались внести свой вклад в развитие инструментария, позволяющего передать подрастающему поколению высокие образцы патриотизма, создав игру, по мотивам подвигов Александра Невского с использованием больших напольных шахмат, что отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Оформление напольных шахмат по бой А.Невского
Почему мы выбрали именно шахматы в качестве вспомогательного элемента? Еще В. А. Сухомлинский так писал о пользе шахмат: «Шахматы — превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Во время занятий шахматами работают оба полушария мозга, что очень важно: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое — за абстрактное мышление. Дошкольник продумывает исход партии, строит цепочку событий и последовательность ходов: создание потенциальных ситуаций в партии, принятие возможных ходов соперника, строит и моделирует партию [2]. Наша созданная игра помогает решать несколько задач, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Задачи, решаемые педагогами в ходе шахматной игры
В качестве предварительной работы мы предлагаем побеседовать с детьми о защитниках Руси — богатырях, рассказать, что они были не только сильны и бесстрашны, но еще и умны, и мудры, а помогала им в этом игра, которую знают все дети — шахматы. Можно показать презентацию «Богатыри играют в шахматы».
Затем мы предлагаем познакомить детей с жизнью и подвигами великого русского князя Александра Невского, останавливаясь подробней на битвах против шведских и немецких рыцарей. Можно подчеркнуть, что Александр Невский не проиграл ни одной битвы, что говорит о его немалом уме и способности продумать свои военные действия.
Далее предлагается поиграть в игру «Сбей по очереди» — выбирается шахматная фигура, на которую наклеивается портрет Александра Невского- слон, конь или ладья, а на напольном шахматном поле расставляются пешки противоположного богатырю цвета с наклеенными образами Тевтонских рыцарей. Дети, управляя «Александром Невским» должны по очереди сбить всех «рыцарей», произведя по взятию за каждый ход.
Можно предложить еще игру — «Побей незащищенную фигуру». На шахматном поле также стоит шахматная фигура в образе Александра Невского. На пути его возможных ходов расставлены «рыцари», при чем все фигуры, кроме одной, защищены своими «товарищами-рыцарями». Детям предлагается проанализировать расстановку на поле, найти незащищенного рыцаря» и произвести взятие.
Также предлагаем сообщить детям, что в честь Александра Невского был утвержден орден- показать его(распечатанный вариант) и сказать, что сегодня он будет наградой для тех, кто справится со всеми заданиями.
Данные игры, на наш взгляд, помогут детям запомнить подвиги святого благоверного князя Александра Невского, осознать его величие и значимость для всего русского народа, а особенности стратегии боя детям позволит шахматное поле.
Литература:
- Емелина, Е. В. Формирование нравственных качеств и патриотических чувств старших дошкольников на примере деяний святого благоверного князя Александра Невского /Е. В. Емелина// Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 16–19.
- Масляев, В. В. Влияние шахматной игры на психическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Масляев, М. А. Соломченко / Наука. — 2020. — № 8 (33). — С. 59–65.