Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Белова, Е. А. Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6817/ (дата обращения: 25.04.2024).



Информационная карта

Наименование проекта

«Социализация старших дошкольников через организацию игровой деятельности»

Краткая аннотация

Данный проект на доступном уровне знакомит детей с различными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Авторы проекта

Белова Е. А.

Вид проекта

Информационно — ориентированный

Сроки реализации проекта

С 01.09.2020 по 31.03.2021

Описание проблемы

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Основная проблема современного дошкольника — это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

В ходе социализации происходит формирование личности ребенка и самосознания, усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Благодаря социализации ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли, происходит реализация его потенциальных возможностей и способностей.

Актуальность

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Игровая деятельность — является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста. Это основное средство психического и социального развития. В игре закладываются основы будущей личности. Ребенок учится нормам и образцам поведения, принятым в обществе, взаимодействует, строит отношения в семье, в коллективе сверстников. Процесс социализации начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Актуальность данной темы связана с тем, что в современном обществе на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться во взрослую жизнь, участвовать в ней, он стремится быть самостоятельным, но это ему не всегда доступно. Из этого противоречия и рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Но не все дети обладают опытом дружеского общения, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь, навыков самоорганизации, инициативы, творчества, чувства ответственности, общительности, умения коллективного планирования деятельности.

Игра — важнейшее средство социализации дошкольников .

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Игра — первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений» , как охарактеризовал её Л. С. Выготский.

Основные целевые группы: дети подготовительной группы, воспитатели и родители

Цель проекта : создать условия для позитивной социализации детей через организацию игровой деятельности.

Задачи:

– Создать условия для освоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности;

– Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение с помощью игровой деятельности.

– Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий дошкольников;

– Формировать коммуникативные навыки, эмпатию через различные виды детских игр.

Ожидаемые результаты проекта .

  1. Ребёнок осознанно относится к себе и своим возможностям.
  2. Ребёнок способен к произвольной регуляции своей деятельности.
  3. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  4. Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  5. Ребенок способен к принятию собственных решений.

Методы реализации проекта

I этап: Подготовительный (сентябрь)

  1. Подборка научной — популярной, методической и художественной литературы, иллюстративного материала.
  2. Подбор диагностического материала.
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  4. Разработка плана работы с родителями.
  5. Создание развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ.
  6. Подборка различных игр (картотеки) в соответствии с возрастом детей

2 этап: Основной ( октябрь-февраль)

  1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.
  2. Обучение детей игровым действиям, навыкам общения в разных видах игр в свободной деятельности.
  3. Организация и проведение развлечений и досугов
  4. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Активные методы и формы работы по социализации дошкольников через игровую деятельность.

Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

– Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

– Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями (Квест-игра «Найди сокровища»)

– Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

– Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

– Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Моя любимая игрушка», «Куклы наших бабушек».

Сюжетно-ролевые игры:

  1. Бытовые игры: моделируют события из жизни близкого, социального окружения ребёнка. («Семья», «Парикмахерская», «Скорая помощь», «Магазин», «Детский сад», «Швейная мастерская»)
  2. Производственные игры: направлены на познание социальных, общественных отношений в рамках производственной деятельности, отражающие профессиональный труд людей. (Строительные игры, сельскохозяйственные, рекламные агентства, туристические фирмы, творческие мастерские)
  3. Общественно-политические игры: представлены играми с социальным и военно-историческим содержанием. (Игры в войну, армию, разведку, «Я б в политики пошёл…»)
  4. Исторические игры («Пираты», «Поиск сокровищ»)
  5. Фантастические игры («Полёт на луну», «Космические пираты»)

Развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с общественно-политическими сюжетами

Подвижные игры

«Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и промолчи» и др.

Народные

«Бабка — Ёжка», «Гори, гори, ясно» и др.

Конструктивные

«Архитектор», «Построим башню для принцессы», «Детский городок», «Город будущего» и др.

Театрализованные игры

Режиссёрские игры, игры драматизации: «Где мы были, мы не скажем», «Фантазёры», «Весёлые превращения», «Старичок Лесовичок» и др.

Дидактические игры

Настольно-печатные: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др.

Словесных игры, в которых дети решают игровую задачу: «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы..?», «Бывает — не бывает?» и т. п.

Игры на социализацию

«Зеркало», «Продолжи движение», «Улитка — чемпион», «Скучно — скучно так сидеть», «Ты — кирпичик, я — кирпичик, а вместе — общий дом», «Телеграф» и др.

Игры-экспериментирования

«Секретное письмо», «По следам Шерлока Холмса», «Солнечная лаборатория» и др.

Квест -игра

«Волшебное путешествие», «Найди сокровища» и др.

Взаимодействие с родителями

Семья — важнейший институт социализации детей (Н. Е. Веракса). Известно, что игровая деятельность в семье организуется с момента рождения ребёнка и становится постоянным видом взаимодействия (пестушки, потешки, двигательные игры и т. д.). По мере взросления ребёнка изменяется содержание игр, родители, как правило, продолжают играют в те игры, которые знали сами. Однако, как показывает практика, этих знаний недостаточно для организации полноценной игровой деятельности. Поэтому во взаимодействии с родителями, использовали методы и формы организации, которые положительно влияют на восприятие родителями информации, связанной с организацией игровой деятельности детей.

– Анкетирование «Игровая деятельность ребёнка».

– Памятки: «Играем — речь развиваем», «Домашний театр» и др.

– Создание фотодневников и презентаций из жизни группы.

– Участие в конкурсах детско-родительского творчества.

– Привлечение родителей к обогащению развивающей среды.

– Консультации «Социализация детей старшего возраста. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?»

– Досуг «Любимые игры нашего детства».

– Конкурс рисунков «Моя любимая игра».

– Игровые Тренинги: «Любимые игры нашего детства», «Во что играет ваш ребенок», «Народные игры — что я знаю?»

3 этап: Итоговый ( март)

Опыт реализации проекта

– Обобщение опыта работы на педсовете («Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников»).

– Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

– Подборка картотек детских игр:

1)Пальчиковые игры;

2)Коммуникативно-речевые игры;

3)Подвижные игры;

4)Народные игры;

5)Сюжетно-ролевые игры;

6) Театрализованные игры ;

7) Дидактические игры ;

– Разработка бесед и консультаций с родителями по данной теме.

– Создание презентаций «Наши эмоции», «Давайте жить дружно» и др.

– Участие в региональном конкурсе педагогических работников «Воспитать человека».

Описание результатов проекта

Большинство детей группы умеют договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Ребята научились оценивать свои возможности и без обиды воспринимать проигрыш. Объясняют правила игры сверстникам.

Дети способны сопереживать неудачам и радоваться успехам других. У них повысился уровень коммуникативных способностей, культура речевого общения.

У большинства детей сохраняется устойчивое, жизнерадостное, активное настроение; они любознательны, задают вопросы, проявляют настойчивость в освоении новых действий.

Перспективы развития проекта

– Распространение опыта в различных педагогических сообществах (РМО и др.)

– Дальнейшее пополнение РППС.

Заключение

В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.

Нами разработаны методические рекомендации к новым приёмам организации игровой деятельности. В результате игра заняла главное место в жизнедеятельности группы. Появились собственные традиции: «Выбор игр на день», «Игры-забавы с мыльными пузырями»; разработана картотека любимых детских игр. Различные виды игр применяются как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Опыт работы по данной теме был обобщён на педагогическом совете «Социализация старших дошкольников через организацию игровой деятельности», представлен на сайте ДОУ»

Мы убеждены, что игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 2010–160 с.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  3. Кравцова, Е. Е. Тропинки игры: методическое пособие для педагога / Е. Е. Кравцова.– М.: Вентана-Граф., 2015. — 127 с.
  4. Микляева Н. В. Социально — эмоциональное развитие дошкольников — М: ТЦ Сфера, 2013г
  5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. / Д. В. Менджерицкая. — М., Просвещение, 2009. — 65с
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2000г. -384с.
  7. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. — С. — Петербург 1995г.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М., 2010. — 360с.
Задать вопрос