Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Терещенко, М. Г. Использование доброжелательной технологии «Утро радостных встреч» как средство эффективной социализации детей раннего возраста / М. Г. Терещенко, А. Ш. Симонян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6801/ (дата обращения: 19.04.2024).



Переход ребёнка от домашнего воспитания к воспитанию и развитию в рамках дошкольного учреждения происходит подчас очень болезненно. Незнакомая ему до сих пор среда, новые педагогические требования, разные по темпераменту люди заставляют малыша переносить огромный стресс, сравнимый только с природным катаклизмом. Поэтому одним из требований ФГОС дошкольного образования, принятого 17.10.2013 № 1155 является успешное социально–коммуникативное развитие личности ребенка. Это направление осуществляется в рамках программы «Радуга» [6].

Маленький человек, вступая в огромный мир, который называют жизнью во всех её проявлениях, в соответствии с ФГОС ДО, должен быть защищён от негативного влияния агрессивных сил природы и общества. Он должен чувствовать себя комфортно, чтобы его природные задатки открытости миру, эмоциональные проявлений радости и доверия, стремления к саморазвитию находили положительный отклик у окружающих его людей. Только в таких условиях ребёнок будет успешно развиваться, найдёт для себя правильный алгоритм общения, вектор личностного развития [1].

А чтобы процесс воспитания и обучения был максимально эффективным, педагогами дошкольного образования были разработаны специальные подпрограммы, которые получили обобщающее название «доброжелательные технологии». Таких подпрограмм сегодня существует несколько. Это: «Утро радостных встреч», «План-дело-анализ», «Рефлексивный круг», «Клубный час», «Маршруты выходного дня» [5]. Сами названия этих педагогических направлений говорит о том, что воспитатели стремятся свести к минимуму уровень стресса у рёбёнка, помогают ему раскрыться, научиться управлять своими эмоциями, почувствовать себя полноправным членом детского коллектива.

Для детей раннего дошкольного возраста нам представляется наиболее важным направлением подпрограмма «Утро радостных встреч». Суть нашего выбора заключается в том, что для ребёнка любого возраста, а для раннего дошкольного периода, в особенности, ведущей деятельностью является игра. На это указывали Л. С. Выготский [3], Д. Б. Эльконин [7]. Реализуя подпрограмму «Утро радостных встреч», мы и сделали ставку на игру. С приходом в детский сад ребёнок попадает в сказочный мир, наполненный игрушками, приятным общением, некоторыми условностями и правилами. Как и в любой игре.

Роль игры трудно переоценить уже с первого прихода ребёнка в детский сад, который имеет очень большое значение для малыша. От этого момента зависит: станет ли детское учреждение желанным для ребёнка или тяжёлой обязанностью ежедневного расставания с родителями и мучительного ожидания счастливого возвращения домой в привычную тёплую и даже не очень тёплую атмосферу семьи. Чтобы добиться желаемого результата в подпрограмме «Утро радостных встреч», мы условно обозначили этапы работы в этом направлении, которые, по аналогии с другими коллегами назвали лестницей успеха.

1-я ступень нашей лестницы — это первая встреча с маленькими воспитанниками и их семьями, имеющая цель налаживания контакта. На этом этапе мы решаем важнейшие задачи обеспечения комфортной адаптации ребёнка к условиям детского сада: формируем высокую степень доверия у родителей, законных представителей, а также и самих детей к воспитателям группы; помогаем освоить родителям и ребенку новое для них пространство; знакомим деток и родителей с основными режимными моментами детсадовской группы; показываем игры, которые мы проводим с детьми в детском саду с целью синхронизации жизни ребенка в семье и в дошкольном учреждении; устанавливаем контакты детей со сверстниками; обеспечиваем снижение общей тревожности у родителей и детей.

Для этого используем следующие, проверенные временем формы и методы.

Заочное знакомство семьи с детсадовской группой посредством использования фотоальбома «Добро пожаловать», консультаций и буклетов об образовательном учреждении, об особенностях развития детей, а также печатной информации об образовательной организации, анкетирования родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции [5].

Доброжелательный личный прием нового ребенка при его первом приходе в группу, когда посредством индивидуального общения с элементами игры у него культивируется осознание того, что он интересен для работников детского сада, любим и находится в полной безопасности. Ребёнку рады, и он в ответ успокаивается, принимает новую для него обстановку. Постепенно у малыша формируется понимание, что детский сад — это хорошо, там красивые интересные игрушки, там детки, там игры.

Очень важен для малыша и фактор предоставления ему возможности постепенного привыкания к детскому саду через сочувственное отношение к его переживаниям, создание условий для совместного пребывания малыша в группе вместе с родителями в первые дни адаптации, их участие в игре. Чтобы обеспечить максимальное внимание новичку, мы составляем план приема детей в группу, когда новички приходят не вместе, а с интервалом в 5–7 дней. За это время малыш немного привыкнет, а воспитатель имеет возможность больше внимания оказать следующему ребенку. Период привыкания к детскому саду сокращает и такой приём, как оказание помощи родителям в выборе правильной линии поведения с ребенком в период его адаптации [4].

Примерно через месяц после первой встречи при правильно выстроенной адаптации приход малыша в детский сад превращается не в тяжёлый момент расставания с мамой или папой, а в «Утро радостных встреч». У некоторых малышей с помощью установок, данных родителями, период адаптации проходит гораздо быстрее и безболезненнее. Постепенно ребёнок расширяет круг общения, а понятие значимый взрослый дополняется понятием значимый для него малыш, друг, партнёр в его играх.

На основе первого знакомства с ребёнком, полученных в ходе бесед и анкетирования данных о семье составляется прогноз адаптации малыша в ДОУ и делается вывод о том, как лучше организовать его переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями воспитанников.

Подпрограмма «Утро радостных встреч» имеет большое значение и в дальнейшей жизни малыша в условиях детского сада. Когда группа уже сформирована и нет необходимости настраивать на хороший день каждого малыша в отдельности, проводятся групповые игровые мероприятия, которые проводятся по понедельникам, т. е. в начале рабочей недели, с целью создания эмоционально-комфортной среды для пребывания детей в детском саду [2].

День начинается с «Утреннего приветствия начинающему дню», которое направлено на развитие социально-коммуникативных взаимоотношений, на сплочение детского коллектива. Дети выражают радость от встречи друг с другом. Они учатся проявлять эту радость (улыбка, объятия), выражая надежду, что проведут вместе приятный и интересный день. Традиции «Шли мы, шли, что-то нашли», «Загляни ко мне в окошечко» помогают создать «ситуацию успеха» для ребенка. Для этого используем простые игры, новые игрушки, угощения.

2-я ступень лестницы успеха, — это непосредственный ввод ребенка в детский коллектив. Малыши приобретают определенный социальный опыт через игру, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую игровую деятельность. Детки, а теперь уже наши воспитанники объединяются общими эмоциональными переживаниями: вместе поют песенки, улыбаются друг другу, прикасаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, проявляют совместную радость, доброжелательность, заинтересованность друг в друге. Популярны у детей физкультминутки в начале дня, когда, стоя в кругу, они под музыку могут подвигаться, показать новые движения, которым они научились.

Широко используются игры, способствующие формированию доброжелательного общения между детьми и с участием взрослых. Формируются чёткие ритуалы режимных моментов, единообразие их исполнения с музыкальным сопровождением: утренний прием детей в игровой форме, встреча с любым сказочным персонажем [5].

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие правил в повседневной жизни группы. Конечно, модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослыми. В основе такой модели заложены традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Но нельзя обойтись и без определённых запретов, основная группа которых немногочисленна и касается принципов совместной жизни в детском коллективе. Во-первых, личная неприкосновенность: нельзя бить и обижать других детей. Во-вторых, воспитание милосердия: нельзя причинять боль живым существам, ломать и уничтожать растения. В-третьих, уважение к творческой деятельности и ее результатам: нельзя без разрешения другого ребенка портить его работу. В-четвёртых, неприкосновенность личного пространства: нельзя без разрешения брать личные вещи других детей и взрослых. И эти режимные моменты детского сада обыгрываются с помощью игрушечных персонажей, чтения детских книжек («Мишка-Топтыжка», «Медвежонок-невежа» и др.) [5]

Общекультурные традиции жизни детского сада любят все малыши. Например, маленькие праздники–сюрпризы, которые также можно проводить в рамках «Утра радостных встреч». Такие праздники мы проводим в дни, когда из-за погодных условий мы не можем вывести детей на прогулку. Чем занять малышей в группе, когда они разделись, помыли ручки, позавтракали? Здесь на помощь придут праздники шишки, куклы, мыльных пузырей. Любят малыши, когда к ним приходят гости ‒ дети из старшей группы. Такое общение приятно и маленьким, и старшим дошкольникам. Дети любят опекать малышей, доставлять им радость. День рождения, когда с участием старших дошкольников и детей раннего возраста используется традиционная хороводная игра «Каравай». Планируются совместные досуговые события с родителями: «Праздник вхождения в жизнь детского сада», клуб «Мой кроха», выставки семейного творчества, «Встречи с интересными людьми» [4].

Хорошим инструментом создания настроения является процесс одаривания детей. Подарки любят все, но для малыша этот процесс имеет большой эмоциональный резонанс. В праздничном мероприятии создаются ситуации, в которых воспитатели поровну между всеми детьми группы распределяют какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие ситуации преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав.

В утренние часы практикуется такое мероприятие, как «Круг хороших воспоминаний» или мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Подобные «сеансы» проводятся не реже одного раза в неделю. В копилке добрых дел у каждого ребёнка постепенно собираются наиболее значимые моменты. У него растёт самоуважение, которое помогает ему преодолевать возникающие порой трудности, чувствовать себя равноправным членом детского коллектива, желание поделиться своим успехом с друзьями. Так, исподволь, формируется доброжелательная и высоконравственная личность.

Малыши имеют разный темперамент, разные пороги усталости. Поэтому, если возникла такая необходимость, ребёнок может уйти в укромный уголок, называемый «Местом уединения». Здесь малыш может ощутить себя в полной безопасности, успокоиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме.

Так, в играх, добрых поступках детей проходит время до обеда. Все немного устали, помыли ручки, пообедали и под тихую музыку колыбельной песенки отошли ко сну.

3-я ступень ‒ заключительная ‒ результат проведенной работы в подпрограмме «Утро радостных встреч». Воспитатели, встречаясь с родителями лично, а также и в социальных группах, делятся своими наблюдениями за детьми, отмечают успехи в адаптации их к детскому учреждению, анализируют допущенные ошибки. Если малыши с удовольствием идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием вступают в игру, спокойно расстаются с родителями, значит адаптация прошла успешно. А подпрограмма «Утро радостных встреч» получает новые векторы развития, с новыми целями и задачами. Эта «радость встречи» остаётся с нами всегда, вплоть до выпуска детей из дошкольного учреждения в школу первой ступени.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 [Электронный источник]. ‒ URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения: 18.03.2021).
  2. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие [Электронный источник] / Л. В. Белкина. ‒ URL: https://www.twirpx.com/ file/272964/ (Дата обращения: 18.03.2021).
  3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Доронова, Т. Н. Радуга. Комплексная образовательная программа для детей 1 младшей группы [Электронный источник] / Т. Н. Доронова. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad /programa-raduga-dlja-1-ml-gr.html (Дата обращения: 18.03.2021).
  5. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия [Электронный источник] / И. В. Лапина. ‒ URL: http://piratebooks.ru/threads/adaptaciya-detey-pri-postuplenii-v-detskiy-sad-programma-psihologo- pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kompleksnie-zanyatiya.180863/ (Дата обращения: 18.03.2021).
  6. Программа «Радуга 2–3 года» [Электронный источник] / Т. И. Гризик, Г. В. Глушакова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Н. Ф. Тарловская, С. Г. Якобсон. — Режим доступа. ‒ URL: https://gramoteyka.jimdo.com (Дата обращения: 18.03.2021).
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Электронный источник] / Д. Б. Эльконин. ‒ URL: https://www.koob.ru/elkonin_d_b/psihologiya_igri_elk. (Дата обращения: 18.03.2021).
Задать вопрос