Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шепилова, А. В. Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности / А. В. Шепилова, Е. В. Федорова, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6788/ (дата обращения: 08.12.2021).



Проблема социализации и реабилитации детей с нарушением зрения выделяется отечественными тифлопедагогами и психологами как одна из самых значимых. «Задача детского сада — подготовить воспитанников к будущей жизни в социуме, обеспечив наиболее легкую адаптацию и интеграцию. Существенную роль в решении данной проблемы играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий» [2].

У детей с нарушением зрения вследствие сенсорной недостаточности наблюдается пассивность и инертность процессов поисково-познавательной деятельности. Они нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий.

«В условиях зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим» [2].

В результате у таких детей страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировки, отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т. д.

Для нахождения наиболее эффективных путей коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии необходимо знание не только структуры первичного дефекта и вторичных отклонений, но и изучение их индивидуальных особенностей. Для дошкольников со зрительными нарушениями характерно, что развитие познавательных интересов в процессе предметно-практической деятельности формируются значительно сложнее из-за трудностей зрительно-пространственной ориентировки. А снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического зрения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие развитие познавательных интересов у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.

Планирование работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста (шестой год жизни)

С целью развития познавательной активности детей в процессе поисково-познавательной деятельности проводятся следующие мероприятия:

Мероприятия

Действия

Ресурсы

Эксперименты с объектами неживой природы.

— Выявление свойств воды (без запаха, без вкуса, без формы, 3 агрегатных состояния, способность растворять и др.).

— Выявление свойств воздуха (невидимый, без вкуса, без цвета, растворяет запахи и т. д.).

— Выявление свойств песка (сыпучий, разного цвета, хорошо пропускает воду и др.).

— Выявление свойств глины (плотная, пластичная, плохо пропускает воду, разного цвета и др.).

— Выявление свойств камней (твердые, с разной поверхностью и др.).

— Выявление свойств почвы (состоит из слоев, темного цвета, содержит воздух и воду и т. д.).

— мензурки,

— емкости с водой,

— воронки,

— формочки,

— трубочки,

— пищевые красители,

— соль, сахар,

— султанчики,

— воздушные шары,

— целлофановые пакеты,

— ленточки,

— кусочки поролона,

— мыльные пузыри,

— лупа,

— сито,

— мерные стаканчики,

— изделия из керамики,

— модель «Почвенный горизонт».

Опыты с объектами живой природы.

— Размножение растений семенами (однолетних), вегетативным способом (черенкованием листьев, стеблей, корней, луковицами, детками, отпрысками, делением куста).

— Выявление потребности растений в воздухе, воде, тепле, свете, почве.

— Установление, что растения дышат, питаются, развиваются, размножаются.

— Выяснение функций и видоизменения частей растений.

— Установление зависимости роста и развития культурных растений от зарастания сорняками, полива, рыхления почвы.

— горшки,

— лопатки,

— палочки,

— ножницы с тупыми концами,

— тряпки,

— почвенная смесь,

— удобрение,

— лейки,

— клеенчатые фартуки,

— посадочный материал,

— ведра,

— лопаты,

— грабли,

— разрыхлители,

— алгоритмы работы,

— корзины.

С целью формирования трудовых умений и навыков по выполнению предметно-практических действий организуется совместная деятельность педагога с детьми:

Действия

Ресурсы

— Знакомство с орудиями труда и объяснение способа действия с ними.

— Посильное участие в перекопке земли.

— Разбивание грядок и клумб.

— Посев крупных семян.

— Высадка рассады.

— Полив и рыхление почвы.

— Прополка от сорняков.

— Окучивание растений.

— Сбор семян растений.

— Сбор урожая с огорода.

— Очистка земельного участка и подготовка к будущему посеву.

— лопаты,

— грабли,

— веревки,

— семена растений,

— рассада,

— лейка,

— разрыхлитель,

— ведра,

— коробки,

— пакеты,

— корзины,

— метелка,

— алгоритмы работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения.

У воспитанников, имеющих зрительные патологии, проявляется интерес к окружающему миру: желание самостоятельно выращивать растения, познавать свойства окружающих объектов и использовать их в повседневной жизни.

Также повышается уровень зрительного восприятия детей, они приучаются более эффективно пользоваться сохранными анализаторами в трудовых операциях и в повседневной жизни (тактильно-двигательный, слуховой и обонятельный анализаторы), что благоприятно сказывается на результатах социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения.

Литература:

  1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. — М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998г.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
  4. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010г.
Задать вопрос