Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Попова, Г. Б. Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6775/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Ключевые слова: ребенок, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс, продуктивная деятельность, психологическая разгрузка, всестороннее развитие ребенка.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок с нарушением слуха, динамичен и изменчив. В таких условиях маленькому человеку необходимо видеть свои цели, проявлять инициативу, уметь проектировать. Но главная проблема современного дошкольного образования — потеря познавательного интереса у детей и нежелание идти в школу.

Исходя из этого, целью нашей работы является всестороннее развитие и социализация ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. И нам, педагогам, необходимо помочь детям сформировать этот интерес к познанию и обучению, применяя в воспитательно-образовательном процессе инновационные педагогические технологии.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети с нарушением слуха имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель взрослого — позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению его как личности, поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом новых технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

В своей педагогической практике мы широко используем различные инновационные технологии, но более значимая для становления личности ребенка с нарушением слуха — личностно ориентированная образовательная технология.

Личностно ориентированные технологии обеспечивают условия для всестороннего развития ребенка с нарушением слуха через учет его индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и состояния.

Данная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. В нашем центре образования имеются:

— уголки психологической разгрузки и продуктивной деятельности;

— уголки музыкальных и физкультурных занятий.

Уголок психологической разгрузки оборудован мягкой мебелью, книжками для детей, игрушками, способствующими индивидуальным играм такие, как мозаика, пазлы, шнуровка, пирамидки, матрешки, вкладыши.

Уголки продуктивной деятельности оснащены различными пособиями для индивидуальных и групповых занятий. Здесь наши дети могут самостоятельно выбрать себе деятельность по интересу (лепка, рисование, моделирование), поиграть.

В уголке физкультуры имеются детские тренажеры, сенсорные дорожки, физкультурно-оздоровительное оборудование, сделанное совместно с детьми и родителями для индивидуального и группового использования в соответствии с физическими возможностями каждого ребенка.

Оборудование музыкального уголка позволяет развивать слуховые возможности (магнитофон с аудиозаписями звуков окружающего мира, разнообразные музыкальные инструменты), расширять диапазон голоса и умение детей владеть им.

В праздничные выступления детей включаем некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, игры и др.).

Неотъемлемой частью личностно ориентированных технологий является технология сотрудничества, реализуемая через принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагоги нашей группы вместе с детьми и родителями создают условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком с нарушенным слухом дошкольного детства. Для развивающей предметно-пространственнойсреды изготавливают пособия: кукольный театр, наборное полотно для демонстрации речевого материала и книжки — малышки по лексическим темам, игровые пособия для развития мелкой моторики. Также совместно определяют разнообразную творческую деятельность: праздничные мероприятия, онлайн концерты для родителей, акции «Добра».

Для каждого обучающегося мы создаем условия для индивидуальных и дифференцированных занятий. Выявление темпов развития позволяет нам поддерживать каждого ребенка на его уровне.

Все это способствует всестороннему развитию ребенка, улучшению слухового восприятия, увеличению словарного запаса и более внятного произношения с учетом его возможностей. У детей развиваются коммуникативные навыки, самостоятельность, уверенность в собственных силах, ощущение собственной значимости в группе сверстников. Дети доверяют педагогу, с удовольствием участвуют в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. В группе царит позитивный психологический микроклимат.

Результатом нашей деятельности считаем то, что дети с удовольствием работают на занятиях, получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость.

Литература:

  1. Пенин Г. Н., Кораблева Л. В., Понамарева З. А., Красильникова О. А. «Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»/ СПб: КАРО, 2006
  2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми»/ Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.
  3. Ягяджик, С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики / Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 548–551. URL: https://moluch.ru/archive/127/35057/

Ключевые слова

ребёнок, продуктивная деятельность, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс, психологическая разгрузка, всестороннее развитие ребенка
Задать вопрос