Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Тема: пересказ рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 11.11.2021

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, М. С. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Тема: пересказ рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя» / М. С. Тихонова, Е. В. Абрамова, Т. В. Мастяйкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6759/ (дата обращения: 20.04.2024).



Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста

Задачи:

— учить детей связно пересказывать;

— развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; связную речь, слуховое внимание, зрительную память;

— формировать у детей интерес к художественному слову;

— воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Ход НОД: (Дети проходят в группу и встают в круг).

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. А вы подумайте и скажите, кто это.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким должен быть настоящий друг. Я предлагаю вам немного поиграть, сейчас мы будем передавать мяч друг — другу, и говорить каким должен быть настоящий друг, например я, говорю — заботливым. (Дети стоят полукругом и передают мяч друг — другу и говорят, каким должен быть друг: добрым, не жадным, смешным, весёлым, радостным, смелым и т.д.).

2. Воспитатель: Теперь я вам предлагаю пройти и сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Валентины Осеевой. Её называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют — «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки и рассказы для детей).

Воспитатель: Правильно, — детский писатель, потому что она написала много сказок и рассказов для самых маленьких читателей — для вас, дети. А ещё она очень хорошо рисовала и для некоторых своих рассказов у неё были свои картинки — иллюстрации. (Показать книги).

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «До первого дождя».

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Воспитатель читает рассказ.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

4. Беседа по содержанию.

Воспитатель:

— Как называется рассказ? (Рассказ называется «До первого дождя»).

— О ком рассказывается в этом рассказе? (В этом рассказе рассказывается о двух девочках).

— Как звали девочек? (Девочек звали Маша и Таня)

— Какая ситуация произошла с Таней и Машей? (Девочки шли в детский сад, начался дождь, у Маши был плащ, а у Тани нет. Таня предложила Маше снять плащ, и спрятаться под ним, от дождя. Но Таня отказалась, потому что побоялась сама промокнуть).

— Как вы думаете, так поступают настоящие друзья? (Так друзья не поступают)

— Как бы вы, поступили в этой ситуации? (Нужно было поделиться плащом)

— Чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит нас настоящей дружбе)

— Чем заканчивается рассказ? (Рассказ заканчивается, тем, что воспитатель немного поругала и пристыдила девочек и сказала, что ваша дружба до первого дождя)

— Почему воспитатель сказала, что дружба до первого дождя? (Потому, что дружба проявляется в беде, Таня своим поведением показала, как она умеет дружить)

— Как вы понимаете, что означает поговорка «Друг познаётся в беде»? (Смысл пословицы, заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)

Воспитатель: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга — ищи, а нашёл — береги).

5. Физкультминутка (Танец с ускорением «Мы пойдём налево, мы пойдём направо»).

6. Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю попробовать пересказать этот рассказ, в этом нам поможет вот такая таблица. (Предлагается опорная мнемотаблица).

Воспитатель: Послушайте, какой рассказ получился у меня. (Образец пересказа по таблице).

Несколько человек пробуют пересказать.

7. Игра «Назови ласково»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Солнце — солнышко, зонт — зонтик, плащ — плащик, дождь — дождик, лужа — лужица, друг — дружок.

8. Воспитатель: А сейчас Диана Шуркина расскажет стихотворение о настоящей дружбе. Автор Елена Благинина. «Подарок».

Пришла ко мне подружка, и мы играли с ней.

И вот одна игрушка вдруг приглянулась ей,

Лягушка заводная, весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки — любимая была,

А всё-таки подружке лягушку отдала.

9. Воспитатель: Ребята о чём мы больше всего сегодня говорили на занятии? (О друзьях и дружбе). С каким произведением мы познакомились? (С произведением «До первого дождя»).

10. Сейчас я каждому из вас раздам букву, а вы попробуйте построиться так, чтобы получилось слово. (Слово дружба).

Задать вопрос