Цель: Развитие уменияописывать зимующих птиц.
Задачи:
- Обучающие : продолжать совершенствовать навык описания птиц по мнемотаблице; закреплять в речи названия зимующих птиц, их частей тела; закреплять обобщающее понятия «Зимующие птицы»; составлять словосочетания, предложения, короткий рассказ.
- Развивающие : развивать связную речь, грамматический строй речи; развивать навык образования относительных прилагательных; навык словообразования; умение слушать сверстников; дополнять.
- Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; умение работать в подгруппах.
Возраст 5–7 лет.
Образовательная область : речевое развитие.
Методы и приемы : игровой, наглядный, словесный, практический.
Форма проведения : самостоятельная и коллективная деятельность детей.
Оборудование и материалы : конверт с письмом, иллюстрации зимующих птиц, мнемотаблица, мяч, разрезные картинки, бумага, карандаш, трафареты снежинок.
Предварительная работа : беседаозимующих птицах, рассматривание иллюстраций зимующих птиц, наблюдение в природе зимующих птиц, чтение художественной и научно-популярной литературы.
Ход образовательной деятельности :
— Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и передала конверт, и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, нет ласточек, скворцов, грачей. Ребята, поможем сороке понять в чем же дело?
Неужели пришла в лес беда? Как называют птиц, которые улетели? Почему эти птицы улетели? Куда же все это делось зимой? Но ведь не все птицы улетели… Мы сейчас вспомним, какие птицы остались с нами.
Проходите на стульчики.
Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?
Проговаривают про птиц чистоговорки
Ицы-ицы-ицы — зимующие птицы,
Бей-бей-бей — шустрый воробей,
Ока-ока-ока — сорока-белобока,
Рона-Рона-Рона — хитрая ворона,
Ница-ница-ница — желтогрудая синица,
Гирь-гирь-гирь — красногрудый снегирь,
Тел-тел-тел — дятел прилетел,
Ит-ит-ит — голубок летит,
Ушка-ушка-ушка — птиц спасет кормушка,
Ить-ить-ить — будем птичек мы кормить,
Воспитатель читает письмо: «Ребята, отгадайте загадки в и подскажите мне, какие птицы зимуют в лесу»
Воспитатель читает загадки и вывешивает картинки на доску с отгаданными птицами
1) Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. ( Дятел )
2) Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона
— Чёрно-серая… ( Ворона )
3) У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? ( Клёст )
4) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. ( Снегирь )
5) Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели. ( Свиристель )
6) В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … ( Синички )
7) Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. ( Воробей )
8) Эта птица — символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! ( Голубь )
А сейчас мы будем рассказывать о птицах по мнемотаблице. Давайте вспомним обозначения.
- Размер
- Части тела
- Окрас оперения
- Жилище
- Чем питается
- Как называется птенец
Приглашаю выйти в круг.
«Игра с мячом»
(Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
Один снегирь, а много снегирей.
У человека дети, а у птицы птенцы.
Как подает голос сорока стрекочет.
Ворона вышагивает, а воробей прыгает.
У кошки лапы, а птицы лапки.
Синица, а ласково синичка.
У снегиря красная грудка, он красногрудый.
Как подает голос клест цокает.
У человека нос, а у птицы клюв.
если птица голодает — голодающая.
У человека руки, а птицы крылья.
как подает голос голубь воркует.
У дятла длинный клюв, он длинноклювый.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Две синицы, а пять синиц.
У вороны черные крылья он чернокрылый.
Сова, а ласково совушка.
Воробей, а ласково воробушек.
Как подает голос синица тенькает.
Воспитатель предлагает разрезные картинки с целью разделения на команды. Детям предлагается составить словосочетание (с изображенной птицей), предложение (графически зарисовав), короткий рассказ.
Молодцы! С задание вы справились, О каких птицах вы сегодня рассказывали? Что общего у птиц, в чем различие?
Сорока приготовила сюрприз, приготовила трафареты снежинок, чтоб вы вырезали и украсили группу.

