Игра как средство развития социально-коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Алхилова, Г. С. Игра как средство развития социально-коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста / Г. С. Алхилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6682/ (дата обращения: 04.12.2021).



В данной статье рассматривается развитие социально-коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Ключевые слова: кохлеарно имплантированные дети, социально-коммуникативное развитие, виды игровой деятельности, формы вовлечения родителей.

На сегодняшний день проблема развития социальных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной. Кто это дети с особыми образовательными потребностями? В данном случае это кохлеарно имплантированные дети. Что же такое социально-коммуникативные навыки? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Более остро эта проблема стоит у кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста. Ведь развитие социо-коммуникативных навыков напрямую зависит от уровня развития речи ребенка. А так как кохлеарно имплантированные дети имеют нарушение всех основных частей звуковой системы, речь этих детей самостоятельно не развивается, также они имеют нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление, позднее начинают понимать обращенную к ним речь.

Все перечисленные процессы тесно связаны с коммуникативным развитием, поэтому подбор эффективных методов, формирующих и развивающих социально-коммуникативные навыки кохлеарно имплантированных детей — это немаловажная задача педагога, работающего с детьми данной категории. Развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Практически каждый ребенок стремится к активной деятельности, и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его всестороннее развитие. Следовательно, наиболее близки и естественны для кохлеарно имплантированного ребенка игры и активное общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Наиболее эффективным и доступным средством формирования коммуникативных навыков у кохлеарно имплантированных детей является игровая деятельность, так как, играя, ребенок учится общаться со сверстниками.

Но игра здесь выступает не как развлечение, а как ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО игра становится особой формой социализации ребенка, в ходе которой дети проходят «школу» социальных отношений, моделируются формы поведения ребенка. Именно игра дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Практически на каждом занятии педагоги, работающие с кохлеарно имплантированными детьми, используют разнообразные игры, так как они помогают не только вызвать интерес к занятиям, но и активизировать речевую, познавательную, коммуникативную деятельность путем использования занимательного, наглядного и речевого материала путем введения игровых персонажей.

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков у кохлеарно имплантированных детей, могут быть различных видов, например:

– сенсорные;

– познавательные;

– сюжетно-ролевые;

– подвижные.

В этих играх ребенок учится контактировать с педагогом и другими детьми, общаться, соблюдать определенные правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, играть роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у кохлеарно имплантированных детей формируются необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста, специфика обучения наиболее эффективна через сюжетно ролевые, дидактические и подвижные игры с сюжетом. Так как, эти виды деятельности более близки к кохлеарно имплантированным дошкольникам и с большей силой способствуют их социализации, развивая коммуникативные способности.

Эти игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков у кохлеарно имплантированных дошкольников, формируют у них знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру поведения (хорошие манеры), умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих неудач. Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях моделируют жизнь взрослых и отношения между ними. К ним относятся такие игры, как «Магазин», «На приеме у врача», «Парикмахерская», «Библиотека», и т. д. Метод сюжетно-ролевой игры более действенен при работе с кохлеарно имплантированными детьми, так как все дети любят играть. Ведь сюжетно-ролевая игра — это первый опыт социальных сил и первое испытание, которое развивает коммуникабельность.

Большое внимание уделяется умению детей действовать в игровых ситуациях сообща, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детских садах широко используются дидактические с сюжетом и подвижные игры. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, общения друг с другом — коммуникативных способностей. Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Использование подвижных игр со словесным сопровождением дает позитивную динамику не только физического, психического, речевого, но и коммуникативного развития. Перечислю некоторые из них: «Веселый паровозик», «Передай мяч по кругу», «Скорее в домик!», «Газета» и т. д.

При работе с кохлеарно имплантированными дошкольниками эффективно совмещение сюжетной игры с дидактической. Совмещение двух методов в одном позволяет достичь нескольких целей одновременно. Дидактическая игра несет двоякую роль: во-первых, она является методом обучения, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью, которая в свою очередь даёт возможность решить речевые проблемы ребенка и стимулирует его речевое развитие, а сюжетно-ролевая игра решает проблемы коммуникативного характера. Например, такие игры, как «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай», «Рисунок на спине», «Клубочек». Таким образом, на всех этапах игры идет формирование и развитие социо-коммуникативных навыков.

Также положительную динамику в работе с кохлеарно имплантированными детьми несут речевые игры на развитие коммуникативных навыков, такие как «Закончи предложение». Цель этой игры: воспитывать уверенность в себе, в своих силах. В этой игре ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я люблю…» и др. Для не говорящих детей использовать таблички и наглядный материал. Также активно используются такие игры, как: «Кто ушел?»; «Что пропало?»; «Кто взял мяч?»; «Угадай предмет по описанию или наощупь?»; «Повтори и продолжи»; «Ласковые слова» и др.

Хочется отметить, что в процессе формировании социально-коммуникативных навыков детей принимают участие не только педагоги, но и родители — законные представители. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения кохлеарно имплантированного ребенка, чтобы сгладить проявления возможных негативных социально-коммуникативных последствий ребенка.

Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения, занимает всё меньше времени в жизни дошкольника, вытесняется другими видами деятельности: просмотром телепередач, мультфильмов, компьютерными играми, что не лучшим образом отражается на общем развитии дошкольника. Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни своих детей, а иногда даже не умеют в них играть. Поэтому задачами педагогов, работающих с кохлеарно имплантированными детьми является:

– знакомство родителей с особенностями игры с кохлеарно имплантированными детьми;

– возможность дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;

– вовлечение родителей в игровую деятельность.

Для того, чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии кохлеарно имплантированных детей, педагогам необходимо проводить собрания и тренинги, давать консультации и рекомендации. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой.

Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает социальные навыки поведения в общественных местах. От фантазии, творческого потенциала родителей зависит разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Так родители знакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, ребенок примеряет на себя роль взрослого, что благоприятно сказывается на социально-коммуникативном развитии кохлеарно имплантированного ребенка.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие кохлеарно имплантированных дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. — М., 1966. — 541с.
  2. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.
  3. Кобрина Л. М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: межвуз. сб. науч. трудов. — СПб, 1997.
  4. Речицкая Е. Г. Игра, как средство формирования понятий у глухих детей. // Специальная школа. — Вып. 1. — 1969.
  5. Ушакова О. С. Подбери слово. Речевые игры и упражнения. — М.: Карапуз, 2001.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Ключевые слова

социально-коммуникативное развитие, кохлеарно имплантированные дети, виды игровой деятельности, формы вовлечения родителей
Задать вопрос