Методическая разработка ООД по рисованию «Сувенирный пряник для Белогора и Белогорочки» (для детей старшего дошкольного возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Муленко, А. А. Методическая разработка ООД по рисованию «Сувенирный пряник для Белогора и Белогорочки» (для детей старшего дошкольного возраста) / А. А. Муленко, В. В. Гущина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6680/ (дата обращения: 16.04.2024).



Возрастная группа: 6–7 лет

Цель: обеспечение художественно-эстетического развития детей 6–7 лет на основе художественных традиций Белгородчины с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей. Обучение технологии росписи на пряниках.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о достопримечательностях Ракитянского края, познакомить детей с видом пряника-сувенира, научиться расписывать пряники, показать детям красоту, художественную ценность пряника, как одного из значительных и выдающихся проявлений русского народного творчества.

Развивающие: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев, развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, активность, развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму, развивать образное восприятие, эстетические чувства образные представления, развивать воображение, мелкую моторику рук, вызывать радость от созданного.

Воспитательные: содействовать формированию эстетического и бережного отношения к художественным традициям родного края как отражению жизни своего народа во всем ее многообразии, к окружающей действительности и, в целом, к самому себе как части мироздания; возбудить интерес к традициям Белгородской области, заинтересовать детей к продолжению традиций изготовления пряников у себя дома, воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству; желание сделать что-то приятное для других (изготавливать своими руками сувенирные пряники), доставить им радость, воспитывать позитивное отношение к жизни.

Оборудование и материалы: видеоролики: о достопримечательностях Ракитянского края, видео обращение кукол Белогора и Белогорочки, готовые пряники, сахарная глазурь разных цветов, одноразовые пластиковые тарелочки, деревянные зубочистки, влажные и сухие салфетки, тесто, демонстрационно-наглядный материал с образцами пряничной росписи (пряников).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методы: информационный (словесный) , иллюстративный.

Основная часть

Педагог: Ребята, к нам с видеообращением обращаются наши старые добрые знакомые Белогор и Белогорочка, которые много путешествуют по нашей Белгородской области.Внимание на экран.

Теоретическая часть

Белогор и Белогорочка: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы приехали в гости к вам, в Ракитянский район. Как красив Ракитянский край, богат своими традициями и обычаями, обладает прекрасными ландшафтами, великолепными видами, богатыми природным миром и очень дружелюбными людьми. Сегодня мыпокажем вам фильм о том, какие семь чудес Ракитянского края мы увидели у вас в гостях! Ведь чудом мы называем только самое выдающееся, самое уникальное творение природы или человека. Чудеса есть везде, нужно просто уметь их видеть. Мы для вас подготовили небольшой фильм о тех местах, где мы побывали.

Показ видеоролика «Семь чудес Ракитянского края»:

  1. Свято-Никольский храм в п. Ракитное (настоятелем храма был архимандрит Серафим);
  2. Юсуповская усадьба — дворец, выполненный в стиле классицизма, с использованием элементов барокко и форм русского зодчества;
  3. Юсуповский парк с каскадными прудами (памятник садово-паркового искусства середины ХIХ в);
  4. Сквер воинской славы;
  5. Станция Готня (поселок Пролетарский);
  6. Дом священника в центре п. Ракитное- памятник историко-культурного значения;
  7. Часовня-ротонда, на въезде в посёлок Ракитное.

Педагог: Ребята, а вам знакомы эти места, где побывали Белогор и Белогорочка?

Ответы детей.

Педагог: Дорогие Белогор и Белогорочка, действительнонаш район имеет богатое духовное наследие. Мы очень рады, что вы приехали в наш Ракитянский край и побывали в самых замечательных местах.

Белогор и Белогорочка: Ребята, мы приехали к вам не с пустыми руками, кое-что мы уже передали в ваш детский сад. Ну а сейчас нам пора дальше путешествовать по нашей Белгородской области. До свидания, ребята!

Педагог: Спасибо большое вам, Белогор и Белогорочка, за прекрасный фильм про нашу Ракитянскую землю. Ждем вас еще к себе в гости!

Педагог: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, что лежит в сундучке, который передали нам Белогор и Белогорочка.

Когда его вручают,

Волнение внутри.

Но чётко каждый знает,

Он будет от души…(Подарок)

Правильно, подарок, но не простой, это необычный подарок, он называется сувенир. Как вы думаете, что такое сувенир? (ответы детей)

Сувенир — это подарок на память. Это символ, связанный с воспоминаниями о ком-либо или о чём-либо.

Вот и сейчас наши друзья Белогор и Белогорочка подарили нам в качестве сувениров имбирные пряники. Как известно, лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками. А сувениры всегда приносят много радости. Ребята, а что вы знаете о русских пряниках? (ответы детей)

Педагог: Ребята, посмотрите, какие сувенирные пряники можно дарить гостям, родным и близким людям ( показывает различные сувенирные пряники, сделанные своими руками) . А как называется вид рисования на пряниках?

Ответы детей: Роспись (айсинг).

Педагог: А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных) , точек, капелек, сеточек.

Педагог : Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные пакетики-корнетики. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея. Ребята, а что же нам подарить Белогору и Белогорочке в качестве сувенира?

Дети : Давайте тоже распишем пряники своими руками.

Педагог : Правильно, только что нам для этого нужно? Заготовки пряников у меня уже есть, осталось только придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их.

Главное условие при кулинарных работах — это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед занятием дети вымыли руки) . Мы будем с вами использовать для росписи только традиционные цвета глазури. Ребята, давайте подумаем и решим, что же мы будем изображать на наших сувенирах? Что является символом нашего Ракитянского края? Правильно Ракита. Давайте и мы на наших пряниках нарисуем Ракиты, которые еще раз напомнят нашим гостям о нашем крае.

Педагог : Ну а сейчас мы с вами сделаем физминутку.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Продуктивная детская деятельность, украшение пряников

Педагог : Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается. Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах пряники, которые мы будем расписывать. Когда вы закончите роспись пряников, мы высушим их, аккуратно сложим в коробочку и отправим посылкой Белогору и Белогорочке.

Педагог : Берем корнетик с глазурью любого цвета, которой будем заливать весь наш пряник. Отрезаем кончик, но совсем тоненький, чтоб можно было сделать аккуратную линию контура. Проводим контур, отступая от края пряника. Уверенно и крепко держим мешочек. «Рисуем» контур на наших пряниках, слегка надавливая на корнетик. Теперь ждем пару минут, пока контур немного подсохнет, чтоб можно было продолжить дальнейшую роспись- заливку. Теперь у мешочка можно срезать кончик чуть больше, так будет вытекать большее количество глазури. Начинаем заливать от края и постепенно двигаться к центру. В местах, где не хватает глазури, добавляйте ее вновь и вновь. Далее нам потребуется зубочистка. Аккуратно, с ее помощью распределяем глазурь по участкам, где она легла неровно или где глазури вообще нет. Делать это нужно круговыми движениями. Вот, что в итоге должно получиться — достаточно ровная поверхность. Для того, чтобы распределить глазурь еще ровнее, аккуратно постучите пряником по ладони или потрясите его слегка из стороны в сторону. Еще в росписи есть такой нюанс. При заливке, под глазурью остается воздух и лучше его сразу убирать. Если вы видите вот такие пузырьки, сразу их убирайте зубочисткой. Ждём застывания слоя глазури, далее, берем глазурь другого цвета и «рисуем» Ракиту.

После росписи и полного застывания глазури пряники дети складывают в корзинку.

Теперь, ребята, наши расписанные пряники с изображением Ракиты мы отправим в посылке Белогору и Белогорочке, в память об их путешествии по Ракитянскому краю.

Рефлексия. Заключительная часть.

Что мы с вами сегодня научились изготавливать своими руками? Вам понравилось? Теперь вы можете научить расписывать пряники своих родных: сестренку, братишку, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Вам приятно от того, что вы сделали в подарок своими руками сувениры? Кому понравилось расписывать пряники — поднимите улыбающийся смайлик, кому не понравилось – грустный. Хотелось бы отметить, что вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели результаты своего труда!

Литература:

  1. «Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия. — Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Парциальная программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» Л. Л. Шевченко;
  3. Парциальная программа дошкольного образования «Цветной мир Белогорья» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Л. В. Серых, С. И. Линник- Ботова, А. Б. Богун, Н. В. Косова, Н. В. Яковлева
Задать вопрос