Театрализованные игры как средство развития социально активной личности дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.10.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Шуперт, В. Н. Театрализованные игры как средство развития социально активной личности дошкольника / В. Н. Шуперт. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6643/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема развития социально активной личности дошкольника. Основной целью является формирование социального поведения ребенка через театральную деятельность.

Ключевые слова : ребенок, игра, активность.

Актуальность : Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на данном современном этапе.

Занятия театральными играми помогают в решении актуальных вопросов, таких как:

— художественное образование и воспитание детей;

— формирование у них высокого эстетического вкуса;

— нравственное воспитание;

— развитие коммуникативных качеств личности;

— воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

— создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

Что такое социальная активность? Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

А. В. Мудрик развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира. «В идеале, — отмечает А. В. Мудрик, — социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [6, с. 20].

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Анализ литературы показывает, что понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогике это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

Основными характеристиками личности являются:

— активность (стремление расширить сферу своей деятельности),

— направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений),

— совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Одним из самых доступных видов искусства для детей является театрализованная деятельность, с помощью которой на данном этапе работы я, как педагог, стараюсь способствовать возникновению интереса, азарта, положительного настроя. С этой целью используются такие методы, как: выразительные движения, мимика, интонированная речь, сюрпризный момент, создание таинственности и т. д.

В своей работе по развитию общения детей я стараюсь в первую очередь поощрять доброжелательные взаимоотношения детей, учить договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнерам во время выбора персонажей, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации я стараюсь учитывать желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности.

В нашей группе совместно с воспитателями и родителями организуется благоприятная развивающая предметно — пространственная среда, стимулирующая активность и познавательную деятельность детей. Созданы «Театральные центры» с достаточным набором атрибутов, элементов костюмов, шапочек, предметов заместителей, изготовлены разные виды театров для самостоятельной организации игр детьми.

Работая в данном направлении — по развитию творческой активности и самостоятельности, я как педагог являюсь полноценным участником игры, а не руководителем игрового процесса. Внимательно наблюдаю за игрой детей, включаюсь в неё, при необходимости ненавязчиво руковожу процессом без жестких указаний по развитию сюжета, поощряю выбор, импровизацию, т. е. любые проявления творчества. Все виды игр проводятся в эмоционально — насыщенной атмосфере. Именно поэтому были созданы условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, взаимодействие между детьми разного возраста и возможности демонстрировать свой собственный опыт через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную и продуктивную деятельность.

В конце хотелось бы сделать вывод, что театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но при этом ненавязчивое педагогическое средство, так как малыш чувствует поддержку и доверие и испытывает при этом удовольствие и радость от самого процесса, растет как личность. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить самые разнообразные интересы детей.

Литература:

  1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. /А. Е. Антипина — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников./ Л. В. Артёмова — М.: Просвещение, 2008.
  3. Воробьев Ю. Л., Королев Б. Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности./ Ю. Л. Воробьев, Б. Н. Королев М.: Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. — 500с
  4. Голованова Р. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2004г.
  5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду./ М. Д. Маханева М.: ТЦ СФУРФ, 2003.
  6. Мудрик. Социальная педагогика / Мудрик, В. А. — 3-е изд. —: М.: Академия, 2000. — 200 c.

Ключевые слова

игра, активность, ребёнок
Задать вопрос