Анализ и обсуждение результатов сравнительного исследования отношений дошкольников со сверстниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.10.2021

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Денисенко, И. С. Анализ и обсуждение результатов сравнительного исследования отношений дошкольников со сверстниками / И. С. Денисенко, Р. А. Литошенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6639/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена исследованию отношений со сверстниками дошкольников ОНР в сравнении с нормально развивающимися, умственно отсталыми и детьми с ЗПР. Были применены метод наблюдения и проективный метод с применением методики «Два дома» И.Вандвика, П.Экбланда с обработкой полученных результатов.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, нормально развивающиеся дети, дети с ОНР, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, отношения со сверстниками.

В исследовании отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста были использованы: метод наблюдения, проективный метод с применением методики «Два дома» И. Вандвика, П. Экбланда.

Анализ результатов наблюдения по четырем выборкам в процессе свободной, нерегламентированной игровой деятельности, без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемыми группами показал наличие такого качества, как избирательность, в то же время имеются особенности проявления этого качества в целевой группе и контрольных группах.

В целевой группе (дошкольники с общим недоразвитием речи) это выражалось в следующем: Алексей Г. предложил Виктору Д. поиграть с его игрушками, которые он принес из дома (мотоцикл, машинка), в течение 22 минут они играли, затем Алексей Г. сказал, что он устал и пошел рисовать; Софья В. предложила Полине В., Валерии К. собрать картинку по образцу.

В группе нормально развивающихся детей проявление избирательности отмечалось в следующем: Виктория Н. играла в куклы только с Анной Ж.; Олег К., Алексей Л., Андрей Х. строили самолет из конструктора, а Вячеслав В. смотрел, как они его строили, так как они ему не разрешали строить, говорили: «ты сломаешь».

В группе умственно отсталых детей — Сергей С. взаимодействовал либо только с воспитателем, либо подходил к нам и задавал различные вопросы: Как тебя зовут? Когда приедет мама? А мы будем заниматься? Но это взаимодействие длилось не долго (3 минуты), испытуемый уходил попить воды, в туалет и снова возвращался; Илья К. взял конструктор, который лежал на полочке, подошел к Трофиму Т. и Леониду М. положил его рядом с ними и сказал: «Я строить буду………., давай строить».

В группе детей с задержкой психического развития — Дима К. играл только с Ритой Г., объясняя это так: «Я играю с Ритой, потому, что она добрая, когда приносит из дома игрушки, то дает мне поиграть»; Соня Л. говорит: «Мне нравится играть с Сашей К. в кубики, потому что он хороший, а остальные дети в группе плохие, обижают меня». Таким образом, можно говорить о том, что избирательность при выборе партнера по взаимодействию связана как с личной симпатией, так и с выполняемой совместной деятельностью.

Частота контактов у детей с нарушениями в развитии в отличие от нормально развивающихся ограничена, численный состав игровых объединений у детей с нормальным психическим развитием колеблется в пределах от 2 до 6, у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития — от 2 до 4, у умственно отсталых детей от 2 до 3 человек. Дети всех выборок взаимодействуют друг с другом все время, отведенное для совместной деятельности, лишь три ребенка из группы детей с общим недоразвитием речи прекращали свое участие в совместно выполняемой деятельности спустя 22–24 минуты из-за утомляемости, уходили, чтобы порисовать или поиграть с игрушкой, принесенной из дома в одиночестве. У умственно отсталых же детей эти взаимодействия менее продуктивны, быстро прекращающиеся, но возникающие вновь спустя несколько минут отдыха. Это свидетельствует о том, что трудности в развитии, которые имеют дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями обуславливают ограниченность контактов и сказываются на установлении дружеских, устойчивых, доверительных отношений со сверстниками.

Показатели частоты выборов персонажей в красный и черный домики по методике «Два дома» показывают явное преобладание в пользу красного домика (Таблица 1.) во всех исследуемых группах, что свидетельствует о положительном отношении к другим людям разных возрастов, разной степени родства и к своим сверстникам по ДОУ. Эти данные указывают на то, что старшие дошкольники предпочитают жить с кем-то и не хотят быть социально изолированными. Наблюдается сходство показателей при заселении разных персонажей: выборы в пользу сверстников и родителей. Дети заселяют в красный домик и других членов своих семей (сестер, братьев, дедушек, бабушек), а также домашних животных при их наличии. Все это говорит о преобладании симпатии по отношению к этим персонажам. Заселение в красный домик не самых близких родственников наиболее встречаемо среди детей с общим недоразвитием речи, свои выборы они объясняли следующим образом: Полина В.: «Я заселю бабушку сначала, она мне покупает игрушки, книжки и даже платья»; Алена Г.: «Заселю тетю Свету и дядю Максима, когда приходят в гости они к нам, то играют со мной»; Иван Г.: «Деду — он хороший, добрый»; Виктория К.: «Бабу с дедушкой, я же их люблю». Заселение животных в красный домик — среди нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи (Полина В.: «Песика Рису и хомяка Искорку — я их люблю, кормлю»; Татьяна Н.: «Лунтика — моего хомяка, я его мою сама»; Анна Ж.: «Кошечку Мику — нашу любимицу»; Софья С.: «Морскую свинку — она классная»), заселение сверстников по ДОУ, с которыми они видятся достаточно длительный промежуток времени в течение дня — у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Надо отметить, что заселение таких родственников, как дедушки, бабушки, двоюродные сестры и братья, знакомых людей (соседа, сверстников по двору), а также животных свидетельствует об эмоциональной холодности, незаинтересованности по отношению к ребенку со стороны родителей, на это указывали авторы методики И. Вандвик, П. Экбланд.

Таблица 1

Частота распределения разных персонажей в красный домик испытуемыми сопоставляемых групп (%)

Группы испытуемых

Живот ные

Люди

Никого

Родственники

Другие

Сверстники

Родители

Прародители

Брат

Сестра

Отец

Мать

Дед

Баба

по ДОУ

по двору

ЦГ — дети с общим недоразвитием речи

6,06

21,2

2,7

6,06

9,09

1,5

6,06

7,57

19,69

0

0

КГ1 — дети с задержкой психического развития

3,63

14,5

25,5

3,63

5,45

5,5

7,27

7,27

25,45

1,8

0

КГ2 — дети с нормальным психическим развитием

6,25

18,8

20,32

3,12

6,25

9,4

7,81

4,69

23,43

0

0

КГ3 — умственно отсталые дети

3,7

16,7

24,1

5,56

7,41

1,9

7,41

5,56

25,92

1,85

0

Обратимся к анализу данных заселения в черный домик (Таблица 2). Резко контрастно здесь выглядит частота заселений сюда сверстников по ДОУ испытуемыми всех исследуемых групп с мало значимыми расхождениями. Свои выборы дети объясняли либо нанесенными обидами со стороны тех сверстников, которых они заселяли в черный домик, либо их агрессивным поведением (дерутся, кусаются), либо несоблюдением правил гигиены, физиологических отправлений (энурез, энкопрез).

Отмечены и контрастные варианты отношения к выборам персонажей для заселения в черный домик. Во всех исследуемых группах были дети, которые никого не заселяют в черный домик, объясняя это тем, что там сыро, холодно, нет сладостей, игрушек, можно замерзнуть.

Таблица 2

Частота распределения разных персонажей в черный домик испытуемыми сопоставляемых групп (%)

Группы испытуемых

Животные

Люди

Никого

Родственники

Другие

Сверстники

Родители

Прародители

Брат

Сестра

Отец

Мать

Дед

Баба

по ДОУ

по двору

ЦГ — дети с общим недоразвитием речи

5,88

0

0

0

0

0

0

5,88

41,17

0

41,17

КГ1 — дети с задержкой психического развития

6,25

0

0

0

0

0

0

0

37,5

0

5

КГ2 — дети с нормальным психическим развитием

5,88

5,88

0

0

5,88

0

0

0

35,29

0

47,06

КГ3 — умственно отсталые дети

5,88

5,88

5,88

5,88

0

0

0

0

41,17

0

41,17

С другой стороны в группе умственно отсталых детей и группе нормально развивающихся детей были испытуемые, которые заселяют в этот дом родных (дедушку, маму, папу), что указывает на негативное отношение к ним (Олег К.: «Заселю папу потому, что он ничего не делает, смотрит телевизор, а мама работает»; Софья С.: «Дедушку потому, что он хочет продать квартиру и выселить тетю на улицу»; Иван Г. «Папу, маму — пусть умрут от голода, они меня бьют»). Эти данные можно рассматривать как социально обусловленные, они дают основания подтвердить представления о высокой значимости социального фактора в становлении системы отношений личности ребенка как в норме, так и при отклонениях в развитии.

Таким образом, данные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) в старшем дошкольном возрасте, как в норме, так и при нарушениях интеллектуального и речевого развития у детей прослеживается преобладание позитивных характеристик в отношениях к сверстникам. Испытуемые предпочитают находиться среди людей, взаимодействовать с ними, что указывает на способность адаптации детей к социуму;

2) в проявлениях отношения к сверстникам в группе детей с общим недоразвитием речи преобладают признаки сходства с нормально развивающимися дошкольниками;

3) между группами испытуемых с речевыми и интеллектуальными нарушениями выявляются отличия в проявлениях отношений к сверстникам: а) ограниченность обращений за помощью к другим детям в группе детей с общим недоразвитием речи связана с трудностями речевого выражения просьбы; б) в три раза чаще фиксируемые негативные проявления в отношениях со сверстниками в группе дошкольников с задержкой психического развития, чем у детей с общим недоразвитием речи; в) в четыре раза чаще фиксируемые негативные проявления в отношениях со сверстниками в группе умственно отсталых дошкольников, чем у детей с общим недоразвитием речи.

4) на характер отношений к сверстникам влияет не только наличие того или иного варианта дизонтогенеза, но и связанные с трудностями развития особенности социального статуса ребенка как в семье, так и в ДОУ;

5) численный состав игровых объединений у детей с нарушениями в речевом и интеллектуальном развитии меньше по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При выполнении совместной деятельности дети целевой группы в основном за помощью обращаются редко, испытывают трудности в установлении устойчивых, доверительных отношений со сверстниками, на замечания воспитателя реагируют по-разному. В основном дети как нормально развивающиеся, так и с нарушениями в развитии проявляют эмпатийные черты к сверстникам из группы детского сада, т. е. способны к сопереживанию.

6) проявления резко негативного отношения к другим людям детерминируются негативными условиями семейного воспитания и, возможно, недостатками соответствующей коррекционно-воспитательной работы в условиях ДОУ.

Ключевые слова

старший дошкольный возраст, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, нормально развивающиеся дети, дети с ОНР, отношения со сверстниками

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»

Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...

Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом

В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях

В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...

Задать вопрос