Анализ и обсуждение результатов сравнительного исследования отношений дошкольников со сверстниками
Авторы: Денисенко Инна Станиславовна, Литошенко Радмила Анатольевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 08.10.2021
Статья просмотрена: 181 раз
Библиографическое описание:
Денисенко, И. С. Анализ и обсуждение результатов сравнительного исследования отношений дошкольников со сверстниками / И. С. Денисенко, Р. А. Литошенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6639/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена исследованию отношений со сверстниками дошкольников ОНР в сравнении с нормально развивающимися, умственно отсталыми и детьми с ЗПР. Были применены метод наблюдения и проективный метод с применением методики «Два дома» И.Вандвика, П.Экбланда с обработкой полученных результатов.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, нормально развивающиеся дети, дети с ОНР, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, отношения со сверстниками.
В исследовании отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста были использованы: метод наблюдения, проективный метод с применением методики «Два дома» И. Вандвика, П. Экбланда.
Анализ результатов наблюдения по четырем выборкам в процессе свободной, нерегламентированной игровой деятельности, без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемыми группами показал наличие такого качества, как избирательность, в то же время имеются особенности проявления этого качества в целевой группе и контрольных группах.
В целевой группе (дошкольники с общим недоразвитием речи) это выражалось в следующем: Алексей Г. предложил Виктору Д. поиграть с его игрушками, которые он принес из дома (мотоцикл, машинка), в течение 22 минут они играли, затем Алексей Г. сказал, что он устал и пошел рисовать; Софья В. предложила Полине В., Валерии К. собрать картинку по образцу.
В группе нормально развивающихся детей проявление избирательности отмечалось в следующем: Виктория Н. играла в куклы только с Анной Ж.; Олег К., Алексей Л., Андрей Х. строили самолет из конструктора, а Вячеслав В. смотрел, как они его строили, так как они ему не разрешали строить, говорили: «ты сломаешь».
В группе умственно отсталых детей — Сергей С. взаимодействовал либо только с воспитателем, либо подходил к нам и задавал различные вопросы: Как тебя зовут? Когда приедет мама? А мы будем заниматься? Но это взаимодействие длилось не долго (3 минуты), испытуемый уходил попить воды, в туалет и снова возвращался; Илья К. взял конструктор, который лежал на полочке, подошел к Трофиму Т. и Леониду М. положил его рядом с ними и сказал: «Я строить буду………., давай строить».
В группе детей с задержкой психического развития — Дима К. играл только с Ритой Г., объясняя это так: «Я играю с Ритой, потому, что она добрая, когда приносит из дома игрушки, то дает мне поиграть»; Соня Л. говорит: «Мне нравится играть с Сашей К. в кубики, потому что он хороший, а остальные дети в группе плохие, обижают меня». Таким образом, можно говорить о том, что избирательность при выборе партнера по взаимодействию связана как с личной симпатией, так и с выполняемой совместной деятельностью.
Частота контактов у детей с нарушениями в развитии в отличие от нормально развивающихся ограничена, численный состав игровых объединений у детей с нормальным психическим развитием колеблется в пределах от 2 до 6, у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития — от 2 до 4, у умственно отсталых детей от 2 до 3 человек. Дети всех выборок взаимодействуют друг с другом все время, отведенное для совместной деятельности, лишь три ребенка из группы детей с общим недоразвитием речи прекращали свое участие в совместно выполняемой деятельности спустя 22–24 минуты из-за утомляемости, уходили, чтобы порисовать или поиграть с игрушкой, принесенной из дома в одиночестве. У умственно отсталых же детей эти взаимодействия менее продуктивны, быстро прекращающиеся, но возникающие вновь спустя несколько минут отдыха. Это свидетельствует о том, что трудности в развитии, которые имеют дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями обуславливают ограниченность контактов и сказываются на установлении дружеских, устойчивых, доверительных отношений со сверстниками.
Показатели частоты выборов персонажей в красный и черный домики по методике «Два дома» показывают явное преобладание в пользу красного домика (Таблица 1.) во всех исследуемых группах, что свидетельствует о положительном отношении к другим людям разных возрастов, разной степени родства и к своим сверстникам по ДОУ. Эти данные указывают на то, что старшие дошкольники предпочитают жить с кем-то и не хотят быть социально изолированными. Наблюдается сходство показателей при заселении разных персонажей: выборы в пользу сверстников и родителей. Дети заселяют в красный домик и других членов своих семей (сестер, братьев, дедушек, бабушек), а также домашних животных при их наличии. Все это говорит о преобладании симпатии по отношению к этим персонажам. Заселение в красный домик не самых близких родственников наиболее встречаемо среди детей с общим недоразвитием речи, свои выборы они объясняли следующим образом: Полина В.: «Я заселю бабушку сначала, она мне покупает игрушки, книжки и даже платья»; Алена Г.: «Заселю тетю Свету и дядю Максима, когда приходят в гости они к нам, то играют со мной»; Иван Г.: «Деду — он хороший, добрый»; Виктория К.: «Бабу с дедушкой, я же их люблю». Заселение животных в красный домик — среди нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи (Полина В.: «Песика Рису и хомяка Искорку — я их люблю, кормлю»; Татьяна Н.: «Лунтика — моего хомяка, я его мою сама»; Анна Ж.: «Кошечку Мику — нашу любимицу»; Софья С.: «Морскую свинку — она классная»), заселение сверстников по ДОУ, с которыми они видятся достаточно длительный промежуток времени в течение дня — у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Надо отметить, что заселение таких родственников, как дедушки, бабушки, двоюродные сестры и братья, знакомых людей (соседа, сверстников по двору), а также животных свидетельствует об эмоциональной холодности, незаинтересованности по отношению к ребенку со стороны родителей, на это указывали авторы методики И. Вандвик, П. Экбланд.
Таблица 1
Частота распределения разных персонажей в красный домик испытуемыми сопоставляемых групп (%)
Группы испытуемых |
Живот ные |
Люди |
Никого |
||||||||
Родственники |
Другие |
Сверстники |
|||||||||
Родители |
Прародители |
Брат |
Сестра |
||||||||
Отец |
Мать |
Дед |
Баба |
по ДОУ |
по двору |
||||||
ЦГ — дети с общим недоразвитием речи |
6,06 |
21,2 |
2,7 |
6,06 |
9,09 |
1,5 |
6,06 |
7,57 |
19,69 |
0 |
0 |
КГ1 — дети с задержкой психического развития |
3,63 |
14,5 |
25,5 |
3,63 |
5,45 |
5,5 |
7,27 |
7,27 |
25,45 |
1,8 |
0 |
КГ2 — дети с нормальным психическим развитием |
6,25 |
18,8 |
20,32 |
3,12 |
6,25 |
9,4 |
7,81 |
4,69 |
23,43 |
0 |
0 |
КГ3 — умственно отсталые дети |
3,7 |
16,7 |
24,1 |
5,56 |
7,41 |
1,9 |
7,41 |
5,56 |
25,92 |
1,85 |
0 |
Обратимся к анализу данных заселения в черный домик (Таблица 2). Резко контрастно здесь выглядит частота заселений сюда сверстников по ДОУ испытуемыми всех исследуемых групп с мало значимыми расхождениями. Свои выборы дети объясняли либо нанесенными обидами со стороны тех сверстников, которых они заселяли в черный домик, либо их агрессивным поведением (дерутся, кусаются), либо несоблюдением правил гигиены, физиологических отправлений (энурез, энкопрез).
Отмечены и контрастные варианты отношения к выборам персонажей для заселения в черный домик. Во всех исследуемых группах были дети, которые никого не заселяют в черный домик, объясняя это тем, что там сыро, холодно, нет сладостей, игрушек, можно замерзнуть.
Таблица 2
Частота распределения разных персонажей в черный домик испытуемыми сопоставляемых групп (%)
Группы испытуемых |
Животные |
Люди |
Никого |
||||||||
Родственники |
Другие |
Сверстники |
|||||||||
Родители |
Прародители |
Брат |
Сестра |
||||||||
Отец |
Мать |
Дед |
Баба |
по ДОУ |
по двору |
||||||
ЦГ — дети с общим недоразвитием речи |
5,88 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5,88 |
41,17 |
0 |
41,17 |
КГ1 — дети с задержкой психического развития |
6,25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
37,5 |
0 |
5 |
КГ2 — дети с нормальным психическим развитием |
5,88 |
5,88 |
0 |
0 |
5,88 |
0 |
0 |
0 |
35,29 |
0 |
47,06 |
КГ3 — умственно отсталые дети |
5,88 |
5,88 |
5,88 |
5,88 |
0 |
0 |
0 |
0 |
41,17 |
0 |
41,17 |
С другой стороны в группе умственно отсталых детей и группе нормально развивающихся детей были испытуемые, которые заселяют в этот дом родных (дедушку, маму, папу), что указывает на негативное отношение к ним (Олег К.: «Заселю папу потому, что он ничего не делает, смотрит телевизор, а мама работает»; Софья С.: «Дедушку потому, что он хочет продать квартиру и выселить тетю на улицу»; Иван Г. «Папу, маму — пусть умрут от голода, они меня бьют»). Эти данные можно рассматривать как социально обусловленные, они дают основания подтвердить представления о высокой значимости социального фактора в становлении системы отношений личности ребенка как в норме, так и при отклонениях в развитии.
Таким образом, данные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) в старшем дошкольном возрасте, как в норме, так и при нарушениях интеллектуального и речевого развития у детей прослеживается преобладание позитивных характеристик в отношениях к сверстникам. Испытуемые предпочитают находиться среди людей, взаимодействовать с ними, что указывает на способность адаптации детей к социуму;
2) в проявлениях отношения к сверстникам в группе детей с общим недоразвитием речи преобладают признаки сходства с нормально развивающимися дошкольниками;
3) между группами испытуемых с речевыми и интеллектуальными нарушениями выявляются отличия в проявлениях отношений к сверстникам: а) ограниченность обращений за помощью к другим детям в группе детей с общим недоразвитием речи связана с трудностями речевого выражения просьбы; б) в три раза чаще фиксируемые негативные проявления в отношениях со сверстниками в группе дошкольников с задержкой психического развития, чем у детей с общим недоразвитием речи; в) в четыре раза чаще фиксируемые негативные проявления в отношениях со сверстниками в группе умственно отсталых дошкольников, чем у детей с общим недоразвитием речи.
4) на характер отношений к сверстникам влияет не только наличие того или иного варианта дизонтогенеза, но и связанные с трудностями развития особенности социального статуса ребенка как в семье, так и в ДОУ;
5) численный состав игровых объединений у детей с нарушениями в речевом и интеллектуальном развитии меньше по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При выполнении совместной деятельности дети целевой группы в основном за помощью обращаются редко, испытывают трудности в установлении устойчивых, доверительных отношений со сверстниками, на замечания воспитателя реагируют по-разному. В основном дети как нормально развивающиеся, так и с нарушениями в развитии проявляют эмпатийные черты к сверстникам из группы детского сада, т. е. способны к сопереживанию.
6) проявления резко негативного отношения к другим людям детерминируются негативными условиями семейного воспитания и, возможно, недостатками соответствующей коррекционно-воспитательной работы в условиях ДОУ.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст, дети с ЗПР, умственно отсталые дети, нормально развивающиеся дети, дети с ОНР, отношения со сверстникамиПохожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...
Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра
Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...
Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...
Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...
Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...
Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»
Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...
Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом
В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...
Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях
В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...
Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра
Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...
Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...
Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...
Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...
Развитие у обучающихся с РАС навыков моторной имитации с использованием метода «Нейрогимнастика по Бернштейну»
Статья посвящена изучению проблемы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра, в том числе с другими ментальными нарушениями. Авторами представлен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и родителями. Проанализиро...
Опыт комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ одним специалистом
В работе определены особенности и положительные стороны комплексной коррекции нарушений у детей с ОНР и ОВЗ, проводимые не несколькими, а одним специалистом. Представлен опыт работы автора в данной области, а также мнения родителей детей с ОНР и ОВЗ ...
Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях
В статье рассматривается специфика формирования двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты диагностического исследования моторики у детей с РАС, на основании, которого была разработана специальная ...