Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Петросян, Э. Н. Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе / Э. Н. Петросян, А. Ю. Смолякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6634/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности дошкольника на гармоничное взаимодействие с природой, и поиска новых путей нахождения в мире природы. Разработана педагогическая модель воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей любви к природе.

Ключевые слова: природа, любовь, дошкольники, воспитательно-образовательный процесс, педагогическая модель.

Введение. Актуальность проблемы исследования обоснована требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из условий которого является объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно — нравственных и социокультурных ценностей.

Период дошкольного детства является началом развития личности, когда педагогический процесс необходимо спланировать и организовать с целью формирования любви и ценностного отношения к природе у детей, что действительно актуально и необходимо в современном обществе. Природа играет важную роль в воспитании дошкольников в формировании полноценной личности в естественных условиях окружающего мира.

Вопросам приобщения дошкольников к экологическому познанию уделяется достаточно внимания. Учеными предложено немало методов воспитания у детей ценностного отношения к природе, родному краю, к природным богатствам страны, формированию гражданской идентичности, патриотическому воспитанию, включающему бережное отношение к природе.

К примеру, в основу педагогической системы К. Д. Ушинского была положена основа «народности». Он говорил о важности «введения детей в природу», что необходимо для восприятия полезного и доступного для развития умственных и речевых возможностей детей, а также формирование истинных патриотов [4].

К. В. Васильева считает, что воспитание бережного отношения к животному миру подавляет в детях агрессию, равнодушие, апатию к проблемам природы, черствость и эмоциональную сухость [1].

Ж. Ж. Руссо и Г. Песталоцци, говорили о том, что наблюдение за окружающим миром, природа как ничто другое лучше формирует нравственные качества и умственные способности детей [1].

Л. И. Пономарева обосновывает идею о деятельности по формированию экологических представлений у дошкольников должна осуществляться в определенной последовательности, которая предусматривает усвоение детьми представлений о природе, о многообразии живых организмов, среды их обитания, симбиозе живой природы и неживой. Автор акцентирует внимание на зависимость жизнедеятельности и здоровья человека от состояния окружающей природной среды [3].

Е. В. Гончарова выделила следующие аспекты значимости природы в жизни человека: познавательная ценность природы; эстетическая ценность природы; нравственная ценность природы; оздоровительно-гигиеническая ценность природы [2].

Основываясь на изученных факторах, представленных в научных изданиях и диссертациях, была сформулирована цель исследования — создание педагогических условий воспитательно-образовательной деятельности по формированию у дошкольников любви к природе.

Предмет исследования — любовь к природе детей дошкольного возраста.

Объект исследования — воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники 4–5 лет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 102» города Воронежа. Работа в данном направлении ведется в соответствии с планом постоянно, а эксперимент по формированию любви к природе начат в 2019 году и продолжается в настоящее время. Мониторинг проводится каждые три месяца, т. е. в конце каждого времени года.

Методы исследования: реализация модели. В качества измерительно-оценочных средств использовались игры: «Живая и неживая природа», развивающая игра «Ветки и детки», Игра-викторина ЛАС ИГРАС «Природа», Экологическая развивающая игра «Забота о природе», игра на развитие логического мышления «Воздух, земля, вода», дидактическая игра по экологическому воспитанию «Чудеса рядом» и др.

Результаты и их обсуждение

Разработанная педагогическая модель воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей любви к природе включает следующие взаимодополняющие структурные элементы: воспитательно-образовательная деятельность; цель; стороны рассматриваемого объекта; задачи; воспитание экологической культуры. Конечным результатом реализации модели является Личность ребенка, ориентированная на экологически оправданное поведение, гармонически развитое взаимодействие с природой.

Педагогическая модель воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей любви к природе

Рис. 1. Педагогическая модель воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей любви к природе

В качестве оценивания сформированности любви к природе применялась балльная система– 3 балла — высокий уровень; 2 балла — средний уровень; 1 балл — низкий уровень.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: реализация модели подтвердила свою эффективность; средний балл на начало исследования — 1, 87, через три месяца — 2,03; через полгода — 2,35; через год — 2,47.

Таким образом, процесс экологического образования дошкольников, предполагающий формирование любви к природе будет успешным при определении содержания педагогической Модели и развитие представлений о взаимодействии человека и природы, ориентирующего на гуманное поведение детей.

Литература:

  1. Васильева К. В., Гусев Д. А. Живая природа в нравственном воспитании дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.
  2. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 326 с.
  3. Понамарева Л. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 1998, — 231 c.
  4. Ушинский К. Д. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867); в формате PDF. http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_1867_chelovek_kak_predmet_vospitaniya_tom_1.shtml (дата обращения 02.10.2021)
Задать вопрос