Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.10.2021

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Сочивкина, О. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников / О. В. Сочивкина, А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6630/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педагогического процесса, подготавливающего детей к межкультурному взаимодействию, к инициативе и формированию картины мира. Даны заключения о результатах реализации модели.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, жизненные ценности, модель, фактор, технологии стимулирования патриотизма.

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания дошкольников, начиная с раннего возраста, становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому была выбрана данная тема исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества, государственным ценностям, а также формирование представлений о родине и Отечестве, жизненных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнической культуры для передачи из поколения в поколение опыта и традиций. В связи с этим выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающим заказчиком в построении образовательной деятельности.

Целенаправленная организация патриотического воспитания в детском саду помогает раскрыть нормативность и ценностное содержание таких понятий, как малая Родина, Отчизна, Отечество, Держава, государственность, социальная справедливость, их роль в консолидации страны, помочь осознать, что постижение их содержания и смысла выступает сегодня как способ защиты российской самобытности.

Изучение научной и научно-методической литературы по теме исследования позволило обратить внимание на следующие проблемные вопросы.

Л. В. Кокуева разработала комплексную программу воспитания и развития детей дошкольного возраста «Я и моя Родина», а также определила педагогические условия воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [3].

И. Е. Тарабаева исследуя научные труды Л. И. Божович, Н. А. Виноградовой, В. Г. Мухиной, В. А. Сухомлинского и др. констатирует факт о том, что формирование патриотических чувств у дошкольников определено возрастными характеристиками, а именно познавательной активностью, эмоциональностью, подражательностью, доверчивостью, использованием электронных образовательных ресурсов и контента [4].

Д. Ю. Агапова поднимает вопросы патриотического воспитания дошкольников, направленное на развитие представлений о Родине, в первую очередь, малой Родине, воспитывая чувства привязанности и любви к родным местам. Автором представлены современные средства патриотического воспитания в практике ДОО, которые, несомненно актуальны [1].

Н. И. Козлов, исследуя ценностно-смысловую сферу ребенка и формирование жизненных ценностей, определил, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим окружением ребенка, в первую очередь, семьей [2]. Анализ литературы и педагогического опыта известных ученых позволил определить объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предметом исследования является патриотическое воспитание детей

Цель исследования — обосновать роль патриотического воспитания как фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую, научную литературу и проанализировать проблему формирования жизненных ценностей у дошкольников в педагогике и психологии.
  2. Разработать и апробировать Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников.
  3. Провести сравнительный анализ эффективности модели.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании прияли участие дошкольники 5–7 лет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 102» города Воронежа. Участвовали две группы детей. Время проведения исследования 2019–2021 гг.

Методы исследования: диагностическая карта экспертной оценки патриотической воспитанности детей (А. К. Маркова); методика «Закончи предложение»; наблюдение; интерактивная игра «Моя Родина»; квест — игра «Найди флаг и герб своей страны».

Результаты и их обсуждение

Успешность сформированных жизненных ценностей при условии реализации Модели оценивалось по трёхбалльной системе, находилось среднеарифметическое значение.

Н. И. Козлов пишет: «…начинать формировать ценности у шестилеток уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять, хотя бы у взрослых людей — появились. И не просто появились какие-то, а ценности воспитанного и цивилизованного человека» [2].

Следуя принципам, к жизненным ценностям мы относили следующие критерии: самооценка; здоровьесбережение; отношение к родителям; отношение к природе; отношение к другим людям; представления об окружающем мире; знания о своей стране; знания о своем городе; поведение в социуме.

Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников

Рис. 1. Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников

Модель патриотического воспитания как условия и фактора формирования жизненных ценностей у дошкольников имеет несколько уровней, представляющих собой систему патриотического воспитания, направленного на формирование жизненных ценностей.

Анализ эффективности реализации Модели показал позитивные результаты. Например, ценности семьи в 2021 году выросли по сравнению с 2019 годом на 16 %. Находясь какое-то время на самоизоляции в 2020 году, в семьях больше времени уделяли друг другу, дети больше времени проводили с родителями.

Здоровье как ценность дети также стали воспринимать ответственнее, а боязнь за здоровье близких формирует у них эмоциональный интеллект.

На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников эффективна, если использовать все формы и методы исходя из их целесообразности. Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников — естественное вовлечение ребенка в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

Литература:

  1. Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.
  2. Козлов Н. И. Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей. https://www.psychologos.ru/articles/view/cennostno-smyslovaya-sfera-rebenka-i-formirovanie-zhiznennyh-cennostey
  3. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. к. пед. н. Ярославль, 2002, — 228 с.
  4. Тарабаева И. Е. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Екатеринбург, 2019–122 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/288634906.pdf (дата обращения 01.10.2021)

Ключевые слова

модель, фактор, патриотическое воспитание, дошкольники, жизненные ценности, технологии стимулирования патриотизма
Задать вопрос