Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
Мауль Анна Викторовна, старший воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 8 «Солнечный лучик» (г. Буденновск, Ставропольский край))
В статье рассматривается проблема мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционное обучение, учитель.
На протяжении веков образование детей с ограниченными возможностями в обучении было проблемой. Было предложено много методов обучения, но каждый день появляются новые методики и стратегии, как добиться максимального успеха этих детей. Проблема воспитания ребенка не может быть решена быстро и легко, а требует тщательного анализа и исследований. Все предложенные методики кажутся решением, но проблема пока до конца не исследована и не решена. Необходимо определить наиболее перспективные направления для развития мотивации к образовательной деятельности у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, которых иногда считают необучаемыми или не достигающими определенного результата в обучении, не смотря на это, они также должны быть в своем возрасте в школе. Как правило, это дети, которые испытывают крайние трудности в обучении, как читать и выполнять задания, или которые испытывают трудности в обработке карандаша, застегивании пуговиц или завязывания шнурков. Их могут жестко дразнить их одноклассники за неуклюжесть или глупость, их инвалидность часто не признается. Дети с трудностями в обучении и поведении имеют много общего со всеми детьми. Тем не менее, именно эти дети продолжают испытывать проблемы, которые диагностируются как имеющие трудности в обучении. Правильная идентификация проблемы обучения является лишь первым шагом в процессе коррекционного обучения и смотивированности к образовательной деятельности. Прежде чем данные, полученные в результате тестирования и субъективных наблюдений, могут иметь предписывающее значение, они должны быть правильно интерпретированы и проанализированы. Соответственно возникает много проблем в определении точного метода обучения, который наилучшим образом соответствовал бы потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].
Многие учителя, врачи, психологи и социальные работники работают вместе, чтобы найти лучшие методы обучения и мотивации к образовательной деятельности, они обмениваются информацией, которая, по их мнению, может помочь другим школам успешно учить этих детей.
Есть так много способов их научить, но нет ни одного простого решения проблем обучения ребенка с ОВЗ. Учитель — вот где начинается решение проблемы. Его отношение к детям и его желание учить было доказано многими факторами успешности учащихся. Учитель должен хотеть, чтобы эти дети достигли своего наилучшего. Если учителю все равно, то в принципе гарантируется, что эти дети будут неудачными и выработают негативное отношение к себе. Если учитель не ожидает многого от ребенка с ОВЗ, это может привести к усилению проблем с обучением и поведением ребенка.
Решение проблем связано со временем и пространством. Пространство и время организовывают системы, участвующие в каждой задаче, каждом представлении и каждом аспекте жизни. Тем не менее, из — за дисфункции центральной нервной системы, невральной незрелости, которая имеет тенденцию к расстройству, и плохой организации, многие дети с ограниченными возможностями обучения очень дезорганизованы и не в состоянии держать свои комнаты ничего, кроме полного беспорядка, неспособного выполнить даже самую простую задачу своевременно, неспособного следовать инструкциям, вероятно, часто теряют вещи и появляются потерянными во времени и пространстве [5].
Проблемы с секвенированием объясняют, почему у них возникают проблемы с запоминанием дней недели, сезонов, алфавита, подсчета и порядка заданий и инструкций. Именно поэтому у них возникают проблемы с их поддержкой. Плохая организация влияет не только на домашнюю жизнь и отношения с друзьями, но и на школьную жизнь. Плохая организация означает забывание принести домой домашнее задание или, не имея навыков управления временем, чтобы уложиться в сроки выполнения заданий. Это влияет на способность устанавливать приоритеты — что наиболее важно для обучения.
Процесс формирования мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению включает в себя:
— четкое структурирование времени и пространства. Чтобы помочь детям со структурированием пространства, очень полезны наглядные пособия. Например, полки можно использовать вместо комодов, чтобы дети могли увидеть, где находятся вещи и как их ставить обратно. Использование других визуальных подсказок, таких как списки или этикетки, может способствовать усилиям по оказанию помощи детям в организации задач и вещей.
— разработку понятных и усиленных процедур для структурирования времени. Разбивание учебных задач и упражнений на управляемые отрезки и передача того, что должно быть сделано первым, следующим и последним очень важна. Большое количество детей с ограниченными возможностями обучения имеют инвалидность в изучении языка, что означает, что у них есть проблемы с расшифровкой языка, прослушиванием и выполнением инструкций. Ввиду этого также полезно, родителям и учителям ограничивать количество слов, используя простые фразы, такие как: «Подняться наверх», «Закрывать окно», «Спуститься».
— привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в планированию учебных и внеучебных мероприятий. Примеры включают в себя планирование мероприятий, организацию того, что нужно сделать, разработка списков для похода в магазин, постановка задач, которые еще предстоит сделать (которые можно затем в свою очередь проверить). Все эти проекты полезны, привлекательны и имеют скрытую программу работы над организационными навыками.
— развитие коммуникабельных навыков. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья не могут успешно играть даже с одним ребенком и, конечно, не с двумя. Они не читают социальные сигналы: выражения лица, жесты или тона голоса больше, чем они читают буквы или слова. Кроме того, многие из этих детей являются буквальными и конкретными; они не могут иметь дело с тонкостями, нюансами, умозаключениями или несколькими значениями. Это влияет на их взаимоотношения в социуме. Соответственно их необходимо четко научить тому, как относиться к другим. Учителя вместе с родителями должны работать с ними над чтением лиц, чтением жестов и движений, а также изучением того, что можно и что не уместно говорить. Необходимо тренировать их через общие социальные ситуации, пока они не разработают соответствующие межличностные поведения.
— повышение самооценки. Необходимо выяснить, что они могут делать хорошо, и воспитывать и поддерживать эти области. Будь то форма искусства, наука, природа, фотография, компьютерная работа, продажа вещей, изобретение или рассказывание историй, дети с ограниченными возможностями обучения нуждаются в повышенной поддержке, чтобы стать лучшими, принести свой талант в школу и чувствовать себя лучше в школьной жизни. На раннем этапе дети с ограниченными возможностями обучения начинают замечать, что другие могут легко выполнять задачи, которые для них чрезвычайно трудны, и они начинают чувствовать себя плохо. Они могут получить частую критику или, в лучшем случае, глобальную похвалу, такую как «вы делаете лучше» (лучше, чем что?), «Ты прекрасно справляешься» (чем кто?), «Вы достигаете прогресса» (что такое прогресс?). Критика подрывает самооценку, и глобальная похвала часто слишком абстрактна, чтобы быть значимой для таких детей. Примеры конкретных похвал включают фразы, такие как: «Вы внимательно слушаете», «Вы сидите правильно», «Вы не забыли выполнить домашнюю работу», «Спасибо тебе». Соответственно, ребенок понимает, что его поведение нравится и ожидается.
— визуальное, конкретное доказательство прогресса. Это также помогает детям с ОВЗ заметить и чувствовать себя уверенно о своих успехах и достижениях. Могут быть использованы сертификаты, золотые звезды, наклейки, диаграммы и контрольные списки с большим количеством параметров оценивания, тогда дети усердно работают над задачами в школе и дома.
— воспитание и обучение на примерах. Один из способов сделать это — прочитать или воспроизвести ленты биографий, в которых дети или взрослые должны были бороться за достижение своих целей; истории достижений, несмотря на болезнь или инвалидность; или истории борьбы с предрассудками или несправедливостью. Дети с удовольствием и пользой обсуждать такие проблемы. Кроме того, учителя могут познакомить детей с ОВЗ с выдающимися членами общества, которые живут и работают с ограничениями здоровья — пожарные, полицейские, сантехники, работники центра дневного ухода, руководители бизнеса, тренеры, спортсмены и знаменитости могут служить образцами для подражания и вдохновения для детей с ограниченными возможностями обучения [2].
Трудно быть взрослым, трудно быть учителем, еще более сложным быть наставником ребенка с особыми потребностями, когда учитель должен стать аналитиком, переводчиком, решателем проблем, болельщицей, психиатром, организатором и т. д. Большинство учителей используют все ресурсы, чтобы помочь детям с ОВЗ жить и учиться, и тем не менее, они беспокоятся, что они не делают достаточно или достаточно хорошую работу. Скорее всего, учителя делают невероятно хорошую работу в сложных условиях. Профессионалы должны осознать и оценить тяжелую нагрузку, которую несут учителя детей с ограниченными возможностями.
Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто бывает очень сложным. Это взаимодействие происходит позитивно только тогда, когда взаимодействие есть между детьми и учителем.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. — 158 c.
- Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: «Просвещение», 1987. — 540 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, — 2000, — 512 с.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе — М., 1991, — 150 с.
- Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 23–34.