Влияние устного народного творчества на развитие речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Донских, Г. С. Влияние устного народного творчества на развитие речи / Г. С. Донских, Е. В. Скляр, М. Н. Лузина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6589/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогического проекта «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».

Ключевые слова: устное народное творчество, дошкольники, ранний возраст, младшие дошкольники, речь.

Введение. Актуальность исследования в том, что, как и много лет назад, речь ребенка требует целенаправленного развития. Требования к развитию речи дошкольников отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Они формулируются следующим образом: речевое развитие ребенка включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; формирование диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие культуры речи и знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе, устного народного творчества. Реализация ФГОС ДО требует от воспитателя решения важнейших задач развития личности ребенка на основе культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками.

О влиянии устного народного творчества на развитие речи и личности ребенка в целом указывают ученые О. В. Акулова, Е. М. Беспаленко, М. Н. Братухина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Павлова, Б. М. Теплов и др.

Современное представление о развитии речи описано ученым Е. М. Беспаленко. Автор считает речь одним из средств, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления коммуникативного действия и достижения в результате этой коммуникации необходимого воздействия относится к предмету изучения прагмалингвистики [2].

О. В. Акулова спроектировала и апробировала методику, обеспечивающую становление у дошкольников двух основных позиций по отношению к произведениям устного народного творчества: слушателя и исполнителя и доказала, что произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития у дошкольников выразительности речи [1].

М. Н. Братухина сделала заключение о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей не только как о способе овладения речью, но и о приобщении к культуре своего народа, формировании ощущений и первых впечатлений о ней. Являясь видом духовного освоения действительности, словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, творчески преображающим окружающий мир «по законам красоты» [3].

Учитывая современные тенденции образования, и в первую очередь, цифровизация образования, изменяют требования к содержанию дошкольного образования. В цифровом мире дети с рождения начинают использовать гаджеты, когда мама для отвлечения ребенка или привлечения внимания, включает на смартфоне мультфильм. Подрастая, ребенок сам может включить мультфильм или игру на смартфоне. У ребенка формируются цифровые компетенции, но не развиваются психические познавательные процессы, прежде всего, речь. Это становится проблемой еще и потому, что формируется цифровая зависимость. Чем можно заинтересовать ребенка? Как создать предметно-пространственную развивающую среду, которая была бы интересной и продуктивной. Это проблема, над которой мы начали работать, и из проблемы вышла цель исследования — создание педагогических условий развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества.

Для достижения цели была поставлена задача — разработка модели «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».

Предмет исследования — речь дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

Объект исследования — устное народное творчество и его влияние на развитие речи дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

Методы исследования и исследуемые

Для решения поставленной задачи использовался констатирующий и формирующий эксперименты, обозначенные в Модели и программное обеспечение. Исследование проходило в 2020–2021 году. В связи с пандемией covid-19 исследование не было систематичным, однако удалось получить достоверные результаты эффективности реализации модели.

В исследовании приняли участие дошкольники раннего и младшего возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 142» города Воронежа. Используемые методы мониторинга — сказки, четверостишья, потешки, прибаутки. Использовался метод сравнения, выражающийся в нахождении среднеарифметического значения. Бальная система от 0 до 3 баллов. Где, 0 — не запоминает и не может воспроизвести текст, не реагирует эмоционально. Если 1 балл — способен воспроизвести или рассказать текст до 20 слов, 2 балла — может рассказать мини сказку, спеть двустишье, повторить прибаутку. Если 3 балла — высокий уровень владения речью, соответствующей возрасту. Может воспроизвести мини-сказку, рассказать четверостишье, пословицу, поговорку или прибаутку.

Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества

Рис. 1. Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер образовательно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. В нашем случае педагогические условия составляют среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается целенаправленно средствами устного народного творчества.

В процессе реализации модели были получены результаты, при сравнении которых мы получили данные о действенности устного народного творчества в развитии речи дошкольников.

Таблица 1

Сравнительный анализ использования устного народного творчества для развития речи дошкольников раннего и младшего возраста

Методы

2020

2021

Проговаривание потешек, пословиц, поговорок

1,34

2,21

Подвижные игры с прибаутками

1,67

2,56

Загадки, сказки

1,56

2,43

Таким образом, мы выявили, что использование интегрированного подхода и создание педагогических условий для использования устного народного творчества в программе развития речи дошкольников раннего и младшего возраста является эффективным. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе образовательной организации.

Литература:

  1. Акулова, О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О. В. Акулова.— Автореф. дис.... канд. пед. наук.— Москва: ПРОМЕДИА, 1999.— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297764 (дата обращения: 15.09.2021)
  2. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 15.09.2021).
  3. Братухина, М. Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Москва, 2000, — 189 c.
Задать вопрос