Загадки отрицания с использованием метода моделирования в работе с детьми с ТНР
Автор: Воробьева Анна Анатольевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.
Дата публикации: 03.08.2021
Статья просмотрена: 600 раз
Библиографическое описание:
Воробьева, А. А. Загадки отрицания с использованием метода моделирования в работе с детьми с ТНР / А. А. Воробьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6533/ (дата обращения: 17.12.2024).
В развитии мышления детей особое место занимает загадка. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение” [1. 5 с.]. Появились загадки в глубокой древности. Новые знания, наблюдения находили свое отражение в загадках. Указывая на различные предметы, явления, действия людей, загадки не называют их однозначно, представления о мире облекаются в художественную, образную форму. Назначение загадки в разные времена могло быть различным. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками. В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр. Загадки использовались и в качестве испытаний. В наше время они являются инструментом для развития речи, мышления, воображения детей.
Разгадывание загадок является для ребенка гимнастикой для мышления. В практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи недостаточно широко используется загадка. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. Загадка основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность, у детей быстрее формируется грамматический строй речи, корректируются дефекты его формирования, повышается интерес к родному языку. Чтобы отгадать загадку ребёнку необходимо владеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение.
У детей с ТНР наряду с речевыми нарушениями отмечаются нарушения мыслительной деятельности. Отрицательно влияют на процесс мышления и эмоциональные нарушения, двигательная расторможенность, нарушение внимания, памяти. Без специального обучения дети с трудом овладевают процессами анализа, синтеза, обобщения. Значительные трудности у детей с ТНР вызывают задания, связанные с рассуждением, умозаключениями, опосредованными выводами. К таким заданиям относятся загадки. Дошкольники с ТНР плохо понимают используемые в загадке метафорические выражения, в основном ориентируются на прямой порядок слов.
Формирование грамматических категорий у детей с речевой патологией затруднено и происходит медленно. Загадки позволяют детям быстрее запоминать слова и словосочетания, а затем использовать их в собственной речи, да и сами занятия проходят веселее и непринужденнее.
Ребёнок 4 лет должен понимать и уметь отгадывать простые загадки. Но на практике дети (особенно дети с нарушениям речи) с трудом отгадывают загадки, чтобы привлечь интерес детей и научить их отгадывать загадки можно использовать в работе загадки отрицания с использованием метода моделирования. При составлении загадок используются предметные картинки и пиктограммы. Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Дети, как бы, видят все «условия» загадки. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.
Как же проводится работа с такими загадками? Загадки классифицируются по лексическим темам. Сначала знакомим ребёнка с пиктограммами, самостоятельно рассказываем загадки, показывая карточки, затем просим, чтобы ребёнок самостоятельно загадал загадку по карточке, опираясь на пиктограммы или предметные картинки и отгадал. Например, (загадки по теме овощи и фрукты) ребёнок смотрит на карточку и говорит: это растёт на огороде, значит это овощ, он не круглый, красного цвета. Это помидор. Сначала перед ребёнком можно расположить предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов, затем ребёнок должен самостоятельно соотнести описание предмета и выделить его из множества. После того, как ребёнок будет хорошо отгадывать и «читать» загадки, можно предложить придумать загадку самому, нарисовать пиктограммы и загадать её другим детям. Данные загадки можно предложить детям среднего и старшего дошкольного возраста.
|
Рис 1. Загадка на тему «Овощи». Это растёт в огороде, овощ не круглый, красного цвета
|
Рис 2. Загадка на тему «Грибы». Это гриб не съедобный, у него шляпка красного цвета, он растёт в лесу. Это мухомор
Таким образом, мы пополняем словарь, формируем грамматический строй речи, связную речь ребёнка, логическое и ассоциативное мышление. У ребёнка формируется представление об окружающем мире, он запоминает признаки, характерные для определённой группы предметов, учится анализировать, объединять предметы и свойства предметов.
Литература:
- Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия: Антология мысли).
- Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю. Г. Илларионова // Москва «Просвещение», 1985.