Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Музыкальное восприятие как средство диагностики готовности дошкольников к обучению в школе

Научный руководитель
Подготовка к школе
Поделиться
Аннотация
Значимость данной статьи обусловлена необходимостью расширения представления о способах проверки готовности ребёнка к школе на основе его психоэмоционального состояния, аспектов поведения и простейших реакций на музыку как разновидность позитивного творческого и эмоционального стимула. В контексте дальнейшего изучения музыкального восприятия при работе с детьми, материалы статьи можно использовать непосредственно в педагогической деятельности учителя ДОУ и начальных классов.
Библиографическое описание
Белова, Е. А. Музыкальное восприятие как средство диагностики готовности дошкольников к обучению в школе / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6487.


Значимость данной статьи обусловлена необходимостью расширения представления о способах проверки готовности ребёнка к школе на основе его психоэмоционального состояния, аспектов поведения и простейших реакций на музыку как разновидность позитивного творческого и эмоционального стимула. В контексте дальнейшего изучения музыкального восприятия при работе с детьми, материалы статьи можно использовать непосредственно в педагогической деятельности учителя ДОУ и начальных классов.

Ключевые слова: музыка, музыкальное восприятие, дошкольник,художественно-эстетическое развитие, музыкальное чувство, музыкальный слух.

Актуальность темы заключается в необходимости более детального изучения музыкального восприятия дошкольников как показателя их готовности ко вступлению в школу. При этом особый интерес вызывают концептуальные аспекты изучения данной темы.

Проблема музыкального восприятия дошкольников привлекала внимание многих педагогов, психологов и теоретиков искусства. Среди отечественных специалистов особенно следует выделить таких исследователей, как: Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Г. С. Ригина, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов и М. С. Аромштам.

В частности, М. С. Аромштам пишет о том, что музыкальное восприятие как средство диагностики готовности ребёнка к школе весьма перспективно, так как отражает содержательное ядро системно-деятельностного подхода. Так, в соответствии с требованиями нормативного документа (ФГОС ДОО) содержание образовательной группы «художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в том числе, музыкального), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Становление музыкальной деятельности необходимо, прежде всего, для творческого и психоэмоционального развития детей [1, c. 55].

Выделяя особенности музыкального восприятия, стоит заметить, что музыка как проявление чувственного восприятия, в психологии характеризуется свойствами индивидуальных психофизиологических качеств организма, особенностями ВНД и сигнальной системы. Такие аспекты музыкального восприятия, как ощущение, чувство, чувствительность, восприятие, эмоция являются важнейшими аспектами оценки внешнего мира [4, 6].

Каждый аспект музыкального восприятия соотносится с особенностями развития и нынешнего состояния организма ребёнка. Музыкальное ощущение — это отражение в коре головного мозга образов отдельных предметов, их количественных и качественных характеристик, структурно-функциональных свойств.

Музыкальное чувство, чувствительность и восприятие формируют более целостный образ предмета, его психоэмоциональную оценку и представление о нём. Музыкальная чувствительность — это позитивная или негативная реакция на действующие раздражители, небольшой импульс нервной системы. Музыкальное восприятие — это отражение в сознании комплекса свойств предмета. Хорошо обученный пианист может сыграть мелодию с закрытыми глазами, так же, как и мастер-шахматист за несколько минут обыграть оппонента [3, c. 126].

Музыкальная эмоция — более сильное переживание по сравнению с чувством, эмоция выражает непосредственное чувственное отношение к определенному событию в данный момент. Воля — способность реализовывать свои желания, добиваться поставленных целей, превозмогая трудности. Музыкальное представление — чувственный образ, дополненный воображением из-за нехватки знаний о представляемом предмете. Здесь мы видим ту же психоэмоциональную сущность, что и в случаях с ощущением, чувством и восприятием [5, c. 35].

В качестве диагностики музыкального восприятия у дошкольников мы можем предложить задания на определение уровня музыкального слуха, реакций и общего эмоционального состояния на переходе между дошкольным и школьным уровнями.

Предлагаем первый вариант задания: определить эмоциональную отзывчивость и уровень устойчивости восприятия, интерес дошкольников к музыке в целом [1].

Детям предлагается для прослушивания (2–3 мин.) два-три коротких музыкальных произведения. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

1) сосредоточенность; 2) мимика и двигательные реакции, ритмика; 3) проявление у ребенка интереса к музыке; 4) наличие эмоциональной активности; 5) адекватность эмоциональной реакции.

Второй вариант задания направлен на определение общей динамики музыкального восприятия и степень осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности [2; 3]. После прослушивания одного короткого и относительно спокойного музыкального произведения детского композитора, с детьми проводится беседа — с целью определить эмоциональную реакцию и уровень музыкального восприятия.

В третьем варианте задания предлагаем определить возможности восприятия музыкального произведения и отражение его через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений. Изучить закономерную взаимосвязь между эмоциями и рефлексией, это позволит, в качестве дополнительного диагностического материала, ввести индикаторы эмоциональных состояний.

Четвёртый вариант задания. Изучаем особенности музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников на примере простейших музыкальных произведений детских композиторов. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

Первый блок. Зачем людям нужна музыка? Какие чувства выражает музыка? Что ты любишь делать под музыку? Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?

Второй блок. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь? Каких композиторов ты знаешь? Какая музыка у твоего любимого произведения?

Пятый вариант задания. Изучаем особенности исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста в качестве финального теста готовности перехода к начальной школе [2]. Вводим методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностическая ситуация, анализ продуктов детской деятельности.

Предлагаемые задания позволят определять специфику музыкального восприятия и его динамику. По психоэмоциональному состоянию школьников, рефлексии и продуктам их деятельности мы сможем определить степень готовности детей к обучению в начальной школе.

Таким образом, музыкальное восприятие как средство диагностики готовности дошкольников может быть использовано педагогом, так как оно реализует все принципы системно-деятельностного подхода. По психоэмоциональному состоянию дошкольников, рефлексии, простейшим музыкальным знаниям и навыкам дошкольников мы можем определить степень готовности дошкольников к переходу на новый уровень восприятия в начальной школе.

Литература:

  1. Аромштам М. С., Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников / М. С. Аромштам // Дошкольное образование. — 2011. — № 8. — С. 55–57
  2. Ветлугина Н. А., Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. — Москва: Просвещение, 2014. — 270 с
  3. Выготский, А. С. Психология искусства / А. С. Выготский. — Москва: Эксмо, 2010. — 256 с.
  4. Гончаров А. С., Маслова Т. Ф., Интеграция социологического и психологического знания в образовательном процессе (на примере синкретической концепция В. Вундта) // в сборнике: Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы XIII региональной научно-практической конференции. Под редакцией Л. Н. Кожемякиной, А. В. Бабаян, Б. А. Черкесова. Буденновск, 2020. С. 8–11.
  5. Загвоздкин В. К., Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В. К. Загвоздкин // Управление ДОУ. — 2013. — № 4. — С. 35–37.
  6. Макарова О. С., Иванов К. С., Гончаров А. С. Когниосемантика отсутствующей структуры в метакодах и лексикодах английской культуры // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2020. № 1. С. 77–91.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный