Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Паспорт дидактического пособия «Путешествие пальчиков»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Поделиться
Библиографическое описание
Колесникова, Ю. Н. Паспорт дидактического пособия «Путешествие пальчиков» / Ю. Н. Колесникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6118/.


Пояснительная записка

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью — это активные участники образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования актуальны. Сегодня недостаточно просто сформировать у этих детей определенный объем жизненных компетенций (навыков самообслуживания, культурно-гигиенических и культурно-коммуникативных навыков), но и дать определенный объем знаний, умений и навыков в контексте специальной адаптированной программы.

На сегодняшний день в арсенале педагогов, которые занимаются воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий в себя как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью следует учитывать, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Поэтому, несмотря на многообразие методов, и приёмов по развитию мелкой моторики в практике, зачастую, отсутствует системный подход к решению данной проблемы. Работая с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в течение двух лет, я убедилась в том, какие методы и приёмы наиболее эффективны при работе с такими.

Занятия по развитию мелкой моторики не только способствуют развитию двигательных функций и речи, но и положительно влияют на развитие личности ребенка в целом. У детей в процессе работы развивается память, внимание, формируется устойчивый интерес к занятиям. При выполнении групповых и коллективных работ у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Дидактическое пособие «Путешествие пальчиков» для развития мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость содержит в себе ряд заданий и упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики.

Все упражнения и задания составлены по принципу «от простого к сложному», поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них.

Пособие предназначено для дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ясельных групп. Также будет полезно родителям для развивающей работы дома.

Инструкция к дидактическому пособию:

Данное пособие предназначено для детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, для детей дошкольного возраста (2–3 года).

Основная цель данного дидактического пособия развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, как часть интеллектуального развития детей.

Задачи:

− Обогащать сенсорный опыт детей.

− Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

− Развивать зрительное внимание и зрительную координацию, воображение, мышление.

− Побуждать к активной речи.

− Учить радоваться полученному результату.

− Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

− Развитие согласованных движений обеих рук.

− Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.

− Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

  1. Показ действий.
  2. Действия руками ребёнка.
  3. Самостоятельные действия ребёнка.

C:\Users\user\Desktop\IMG20201113081432.jpg

C:\Users\user\Desktop\IMG20201113081549 (1).jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG20201113081642.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG20201113081703.jpg

Дидактические игры подбираются в зависимости от образовательных задач.

Примерный перечень дидактических игр:

«Найди одинаковые карандаши» (провести одним или двумя пальчиками от одного карандаша к другому); прокати су-джок.

Спят в коробке малыши,

Малыши — карандаши.

Красный, жёлтый, голубой...

Выбирай себе любой.

Нарисуем вместе дом,

Будем жить с тобою в нём.

Пусть над домом будет солнце,

Чтоб светило к нам в оконце.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Тук-ток»

«Проводи птичку к солнышку» (как прыгает птичка, как летает, прокати су-джок от птички к солнышку и обратно и др.)

Птицы в городе живут,

утром песенки поют,

одинаково летают,

но по-разному шагают.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

«Разноцветные улитки» (с помощью улиток доберись от одного цветка к другому, прокати су-джок между улитками, найди по цвету и др.)

Носит домик на себе

Каждый день улитка,

И не нужен ей забор,

Не нужна калитка.

Где б улитка не была

Чтобы не случилось,

Раз, секунда и она

Дома очутилась.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Прогулка»

«Птички и деревья» («полетели» птички с дерева на дерево, прокати су-джок от птички к другой птичке, как птички клюют — постукивание пальчиками, покажи одинаковы деревья и др.)

Стало солнышко садиться,

В гнёзда полетели птицы.

Там птенцы у них живут -

Маму с папой очень ждут!

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

«На ферме» (помоги барашку дойти до гуся и наоборот, прокати су-джок от гуся до барашки, «с ромашки на ромашку» и др.)

Не шипи, сердитый гусь –

Я и так тебя боюсь,

Ну, перестань сердиться –

Нам лучше подружиться.

На лужайке, возле речки,

Жуют травушку овечки.

Пастушок их подгоняет

И на дудочке играет.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Гуси-гуси, га-га-га»

«Весна» («от цветка к цветку» одной, двумя руками, найди по цвету, прокати су-джок между бабочками и др.)

На лесной полянке чудо —

на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Весна»

«Разноцветная дорожка» (прокати су-джок межу разноцветными шариками, помоги лошадке дойти к свинке и наоборот, найди по цвету и др.)

У маленькой розовой свинки

Атласная нежная спинка,

Породистый пятачок,

Задиристый хвостик-крючок

И звонкие чудо-копытца.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит … лошадка.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Этот толстый поросенок», «Мы скакали»

«Курица с цыплятами» («дойди» до одного, другого цыпленка, до обоих цыплят, прокат су-джок между сердечками, найди маленькие, большие сердечки и др.)

Курочка — наседка

Помогает деткам:

Хочет, чтоб цыплятки

Были все в порядке!

Жёлтые комочки

Радуются квочке.

Все за мамой ходят,

Червячков находят!

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Перышко» (игровой массаж)

«Дождик» («попрыгай» по капелькам, прокати су-джок между капельками, найди по цвету и др.)

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет —

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Мой зонтик»

«Птички» (обведи птичку пальчиком, «помоги» птичкам встретиться одной, двумя руками, найди по цвету и др.)

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_080842.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_100225 (2).jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_095640.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_074341.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_100356.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_080832.jpg

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный