Пояснительная записка
В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью — это активные участники образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования актуальны. Сегодня недостаточно просто сформировать у этих детей определенный объем жизненных компетенций (навыков самообслуживания, культурно-гигиенических и культурно-коммуникативных навыков), но и дать определенный объем знаний, умений и навыков в контексте специальной адаптированной программы.
На сегодняшний день в арсенале педагогов, которые занимаются воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий в себя как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью следует учитывать, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Поэтому, несмотря на многообразие методов, и приёмов по развитию мелкой моторики в практике, зачастую, отсутствует системный подход к решению данной проблемы. Работая с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в течение двух лет, я убедилась в том, какие методы и приёмы наиболее эффективны при работе с такими.
Занятия по развитию мелкой моторики не только способствуют развитию двигательных функций и речи, но и положительно влияют на развитие личности ребенка в целом. У детей в процессе работы развивается память, внимание, формируется устойчивый интерес к занятиям. При выполнении групповых и коллективных работ у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Дидактическое пособие «Путешествие пальчиков» для развития мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость содержит в себе ряд заданий и упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики.
Все упражнения и задания составлены по принципу «от простого к сложному», поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них.
Пособие предназначено для дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ясельных групп. Также будет полезно родителям для развивающей работы дома.
Инструкция к дидактическому пособию:
Данное пособие предназначено для детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, для детей дошкольного возраста (2–3 года).
Основная цель данного дидактического пособия — развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, как часть интеллектуального развития детей.
Задачи:
− Обогащать сенсорный опыт детей.
− Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
− Развивать зрительное внимание и зрительную координацию, воображение, мышление.
− Побуждать к активной речи.
− Учить радоваться полученному результату.
− Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.
− Развитие согласованных движений обеих рук.
− Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.
− Снижение психологической нагрузки ребёнка.
Методы обучения:
- Показ действий.
- Действия руками ребёнка.
- Самостоятельные действия ребёнка.
Дидактические игры подбираются в зависимости от образовательных задач.
Примерный перечень дидактических игр:
«Найди одинаковые карандаши» (провести одним или двумя пальчиками от одного карандаша к другому); прокати су-джок.
Спят в коробке малыши,
Малыши — карандаши.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуем вместе дом,
Будем жить с тобою в нём.
Пусть над домом будет солнце,
Чтоб светило к нам в оконце.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Тук-ток»
«Проводи птичку к солнышку» (как прыгает птичка, как летает, прокати су-джок от птички к солнышку и обратно и др.)
Птицы в городе живут,
утром песенки поют,
одинаково летают,
но по-разному шагают.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»
«Разноцветные улитки» (с помощью улиток доберись от одного цветка к другому, прокати су-джок между улитками, найди по цвету и др.)
Носит домик на себе
Каждый день улитка,
И не нужен ей забор,
Не нужна калитка.
Где б улитка не была
Чтобы не случилось,
Раз, секунда и она
Дома очутилась.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Прогулка»
«Птички и деревья» («полетели» птички с дерева на дерево, прокати су-джок от птички к другой птичке, как птички клюют — постукивание пальчиками, покажи одинаковы деревья и др.)
Стало солнышко садиться,
В гнёзда полетели птицы.
Там птенцы у них живут -
Маму с папой очень ждут!
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»
«На ферме» (помоги барашку дойти до гуся и наоборот, прокати су-джок от гуся до барашки, «с ромашки на ромашку» и др.)
Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь,
Ну, перестань сердиться –
Нам лучше подружиться.
На лужайке, возле речки,
Жуют травушку овечки.
Пастушок их подгоняет
И на дудочке играет.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Гуси-гуси, га-га-га»
«Весна» («от цветка к цветку» одной, двумя руками, найди по цвету, прокати су-джок между бабочками и др.)
На лесной полянке чудо —
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Весна»
«Разноцветная дорожка» (прокати су-джок межу разноцветными шариками, помоги лошадке дойти к свинке и наоборот, найди по цвету и др.)
У маленькой розовой свинки
Атласная нежная спинка,
Породистый пятачок,
Задиристый хвостик-крючок
И звонкие чудо-копытца.
Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка,
Это к нам бежит … лошадка.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Этот толстый поросенок», «Мы скакали»
«Курица с цыплятами» («дойди» до одного, другого цыпленка, до обоих цыплят, прокат су-джок между сердечками, найди маленькие, большие сердечки и др.)
Курочка — наседка
Помогает деткам:
Хочет, чтоб цыплятки
Были все в порядке!
Жёлтые комочки
Радуются квочке.
Все за мамой ходят,
Червячков находят!
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Перышко» (игровой массаж)
«Дождик» («попрыгай» по капелькам, прокати су-джок между капельками, найди по цвету и др.)
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Мой зонтик»
«Птички» (обведи птичку пальчиком, «помоги» птичкам встретиться одной, двумя руками, найди по цвету и др.)
Весело на воле
Пташечке летать,
Над цветами в поле
Песни распевать.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»