Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Паспорт дидактического пособия «Путешествие пальчиков»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
1
Поделиться
Библиографическое описание
Колесникова, Ю. Н. Паспорт дидактического пособия «Путешествие пальчиков» / Ю. Н. Колесникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6118.


Пояснительная записка

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью — это активные участники образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования актуальны. Сегодня недостаточно просто сформировать у этих детей определенный объем жизненных компетенций (навыков самообслуживания, культурно-гигиенических и культурно-коммуникативных навыков), но и дать определенный объем знаний, умений и навыков в контексте специальной адаптированной программы.

На сегодняшний день в арсенале педагогов, которые занимаются воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий в себя как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью следует учитывать, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Поэтому, несмотря на многообразие методов, и приёмов по развитию мелкой моторики в практике, зачастую, отсутствует системный подход к решению данной проблемы. Работая с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в течение двух лет, я убедилась в том, какие методы и приёмы наиболее эффективны при работе с такими.

Занятия по развитию мелкой моторики не только способствуют развитию двигательных функций и речи, но и положительно влияют на развитие личности ребенка в целом. У детей в процессе работы развивается память, внимание, формируется устойчивый интерес к занятиям. При выполнении групповых и коллективных работ у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Дидактическое пособие «Путешествие пальчиков» для развития мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость содержит в себе ряд заданий и упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики.

Все упражнения и задания составлены по принципу «от простого к сложному», поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них.

Пособие предназначено для дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ясельных групп. Также будет полезно родителям для развивающей работы дома.

Инструкция к дидактическому пособию:

Данное пособие предназначено для детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости, для детей дошкольного возраста (2–3 года).

Основная цель данного дидактического пособия развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, как часть интеллектуального развития детей.

Задачи:

− Обогащать сенсорный опыт детей.

− Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

− Развивать зрительное внимание и зрительную координацию, воображение, мышление.

− Побуждать к активной речи.

− Учить радоваться полученному результату.

− Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

− Развитие согласованных движений обеих рук.

− Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.

− Снижение психологической нагрузки ребёнка.

Методы обучения:

  1. Показ действий.
  2. Действия руками ребёнка.
  3. Самостоятельные действия ребёнка.

C:\Users\user\Desktop\IMG20201113081432.jpg

C:\Users\user\Desktop\IMG20201113081549 (1).jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG20201113081642.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG20201113081703.jpg

Дидактические игры подбираются в зависимости от образовательных задач.

Примерный перечень дидактических игр:

«Найди одинаковые карандаши» (провести одним или двумя пальчиками от одного карандаша к другому); прокати су-джок.

Спят в коробке малыши,

Малыши — карандаши.

Красный, жёлтый, голубой...

Выбирай себе любой.

Нарисуем вместе дом,

Будем жить с тобою в нём.

Пусть над домом будет солнце,

Чтоб светило к нам в оконце.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Тук-ток»

«Проводи птичку к солнышку» (как прыгает птичка, как летает, прокати су-джок от птички к солнышку и обратно и др.)

Птицы в городе живут,

утром песенки поют,

одинаково летают,

но по-разному шагают.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

«Разноцветные улитки» (с помощью улиток доберись от одного цветка к другому, прокати су-джок между улитками, найди по цвету и др.)

Носит домик на себе

Каждый день улитка,

И не нужен ей забор,

Не нужна калитка.

Где б улитка не была

Чтобы не случилось,

Раз, секунда и она

Дома очутилась.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Прогулка»

«Птички и деревья» («полетели» птички с дерева на дерево, прокати су-джок от птички к другой птичке, как птички клюют — постукивание пальчиками, покажи одинаковы деревья и др.)

Стало солнышко садиться,

В гнёзда полетели птицы.

Там птенцы у них живут -

Маму с папой очень ждут!

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

«На ферме» (помоги барашку дойти до гуся и наоборот, прокати су-джок от гуся до барашки, «с ромашки на ромашку» и др.)

Не шипи, сердитый гусь –

Я и так тебя боюсь,

Ну, перестань сердиться –

Нам лучше подружиться.

На лужайке, возле речки,

Жуют травушку овечки.

Пастушок их подгоняет

И на дудочке играет.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Гуси-гуси, га-га-га»

«Весна» («от цветка к цветку» одной, двумя руками, найди по цвету, прокати су-джок между бабочками и др.)

На лесной полянке чудо —

на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Весна»

«Разноцветная дорожка» (прокати су-джок межу разноцветными шариками, помоги лошадке дойти к свинке и наоборот, найди по цвету и др.)

У маленькой розовой свинки

Атласная нежная спинка,

Породистый пятачок,

Задиристый хвостик-крючок

И звонкие чудо-копытца.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит … лошадка.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Этот толстый поросенок», «Мы скакали»

«Курица с цыплятами» («дойди» до одного, другого цыпленка, до обоих цыплят, прокат су-джок между сердечками, найди маленькие, большие сердечки и др.)

Курочка — наседка

Помогает деткам:

Хочет, чтоб цыплятки

Были все в порядке!

Жёлтые комочки

Радуются квочке.

Все за мамой ходят,

Червячков находят!

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Перышко» (игровой массаж)

«Дождик» («попрыгай» по капелькам, прокати су-джок между капельками, найди по цвету и др.)

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет —

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Мой зонтик»

«Птички» (обведи птичку пальчиком, «помоги» птичкам встретиться одной, двумя руками, найди по цвету и др.)

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать.

Рекомендуемое музыкальное сопровождение: Е.Железновой «Птички»

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_080842.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_100225 (2).jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_095640.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_074341.jpg

C:\Users\user\Downloads\IMG_20200219_100356.jpg C:\Users\user\Downloads\IMG_20200305_080832.jpg

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный