В статье рассматриваются основные понятия в контексте изучаемой проблемы («сенсорное развитие», «игра», «музыкальная игра»), анализируется дидактический потенциал музыкальных игр как средства развития сенсорной сферы старших дошкольников.
Ключевые слова: сенсорное развитие, старший дошкольный возраст, игра, музыкальные игры.
The article considers the main concepts in the context of the problem under study («sensory development», «game», «music game»), analyzes the didactic potential of music games as a means of developing the sensory sphere of older preschoolers.
Keywords: sensory development, senior preschool age, game, music games.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сенсорное развитие дошкольников включено в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (в том числе, о звучании, ритме, темпе и т. д.) [1, с. 25].
Сенсорное развитие представляет собой достаточно многоплановое явление, основным структурным компонентом которого является восприятие, которое позволяет ребенку дошкольного возраста усвоить сформированную систему сенсорных эталонов (эталонные свойства формы, цвета, величины, звучания, пространственного положения предметов и т. д.).
В рамках дошкольного возраста происходит быстрое развитие сенсорики ребенка; процесс его ориентирования в свойствах различных предметов и явлений, а также их взаимоотношениях становится более совершенным.
Развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста предполагает два связанных между собой процесса. Первый — это усвоение представлений обо всем многообразии свойств предметов и явлений (а также отношений между ними). Второй — процесс развития новых действий восприятия, что позволяет оценивать и воспринимать окружающую действительность более четко и дифференцированно.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому в образовательном процессе дошкольной образовательной организации дидактические возможности игры могут быть использованы для развития сенсорной сферы дошкольников в рамках музыкальных занятий.
Н. А. Ветлугина определяет музыкальную игру как активную творческую деятельность, которая направлена на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемой в образных движениях [2, с. 125].
В специализированной педагогической и методической литературе часто встречается термин «музыкально-дидактические игры», трактуемый как «организованный определенным образом вид деятельности, помогающий изучению музыкального материала; ставящий перед дошкольниками разнообразные задачи (как музыкальные, так и дидактические) и помогающий самостоятельно их решить; развивающий творческие способности дошкольников в рамках музыкального образования» [4, с. 22]. На наш взгляд, данное понятие является более узким и представляет собой одну из разновидностей музыкальных игр.
Музыкальные игры способствуют наиболее интенсивному восприятию музыки дошкольниками через проявление ими активности в рамках игровой деятельности. Музыкальные игры также позволяют в доступной и понятной для детей игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Они тесно связаны с различными видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительской и и творческой деятельностью. Использование музыкальных игр в работе с детьми дошкольного возраста формирует у них базовые виды музыкальных способностей, таких как пение, ритмика, слушание, игра на музыкальных инструментах.
Музыкальные игры целесообразно использовать в сенсорном развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку они активизируют музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, ладовый, метроритмический), что оказывает влияние на способность детей слышать, различать, сравнивать свойства звука (высоту, силу, длительность, тембр и т. д.).
В процессе восприятия звуков музыка дошкольник учится различать базовые свойства звуков, а также их отношений. В процессе исследования звуковых свойств дети дошкольного возраста проявляют внешние ориентировочные действия восприятия. В ходе этого процесса дети приспосабливают движения своего артикуляционного аппарата к выявленным свойствам звуков (тембр, лад, высота и пр.).
В процессе развития восприятия соотношений звуков по высоте детьми могут быть использованы движения пальцев (либо кистей рук), с помощью которых дошкольники показывают, как именно меняется высота звука.
Развитию представлений о звуковысотных отношениях помогают наглядные модели, используемые в рамках музыкальных игр (например, звуковысотный ряд может быть представлен в виде лестницы, по которой передвигается игровой персонаж).
Значительными дидактическими возможностями для развития звуковысотного слуха обладают игры с голосом (подражание звукам окружающего мира). Они предполагают использование различных образов: изображение голосом разных зверей, явлений природы (ветер, метель).
Игры с голосом помогают дошкольникам интонировать звуки по высоте, сравнивать высотность интонации. В рамках таких игр дошкольники могут послушать собственный голос, оценить его тембр и высоту, диапазон.
Такие используемые в рамках музыкальных игр приемы, как запись символов, показ высоты и направленности мелодии (посредством использования моделей либо фланелеграфа, показа рукой с пропеванием) тоже помогают дошкольникам скоординировать такие составляющие сенсорной сферы, как голос и слух.
Музыкальные игры, направленные на развитие тембрового слуха, предполагают ознакомление детей дошкольного возраста с достаточно широким комплексом тембров музыкальных инструментов: погремушек, бубна, дудочки, металлофона, различных видов колокольчиков, барабана [1, с. 117].
В рамках данных игр дети актуализируют знания о названиях музыкальных инструментов, специфике их тембров; учатся различать не только внешний вид, но и тембры разных музыкальных инструментов.
Музыкальные игры, направленные на развитие ладового слуха, в основном решают задачу ознакомления дошкольников с базовыми мажорным и минорным ладами, для чего могут также быть использованы игровые персонажи (веселый Мажор и грустный, задумчивый Минор).
Музыкальные игры, направленные на ритмическое развитие дошкольников, подразделяются на следующие группы:
− — игры для развития образного мышления, формирования умения строить ассоциативные ряды, связанные с ритмом (бег животного, полет птицы, походка человека);
− — игры, развивающие у старших дошкольников процесс ритмического фантазирования посредством потенциала музыкальных игр в ходе музыкальной деятельности ритмического характера;
− — игры, направленные на самовыражение дошкольников средствами ритмики (жесты, движения при реализации художественного образа).
Процесс развития ритмического слуха осуществляется в рамках игр на детских музыкальных инструментах.
В целом чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста развивается в ходе постепенного его освоения (знакомство с ритмом; выбор определенного ритмического рисунка при реализации художественного образа; самостоятельное освоение различных видов ритма) в рамках музыкальных игр.
Таким образом, музыкальные игры будут являться эффективным средством сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста, посколькудают возможность развивать музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, ладовый): слышать, различать, сравнивать свойства звука (высоту, силу, длительность, тембр и т. д.), а также развивать чувство ритма.
Литература:
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 271 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). — М.: Просвещение, 2014. — 65 с.
- Цыпляева А. В. Роль музыкально-дидактических игр в активизации воображения у младших школьников // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 10. — С. 21–23.