Влияние конструирования и робототехники на всестороннее развитие воспитанников с ОВЗ и качество образовательной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Козина, И. В. Влияние конструирования и робототехники на всестороннее развитие воспитанников с ОВЗ и качество образовательной деятельности / И. В. Козина, С. В. Севрюгина, А. В. Калачева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6467/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: парциальная программа Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В. «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», конструирование, робототехника, совместные проекты, технические навыки, разносторонне развитая личность.

Педагоги группы компенсирующей направленности, реализуя цели ФГОС ДО, объединили все усилия для решения задач всестороннего развития ребёнка с ОВЗ. Опыт работы с парциальной образовательной программой дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В. в старшей и подготовительной к школе группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи помог объединить теорию и практику, найти практические решения актуальных образовательных задач.

Воспитатели и учитель-логопед постарались логически совместить модули парциальной программы с тематическим планированием Адаптированной основной общеобразовательной программы СП «Детский сад № 4». Выбранные проекты включаются в календарно-тематическое планирование группы и реализуются в течении недели (1 раз в 2 недели). Работа над поставленными задачами проекта осуществляется в непосредственно образовательной, в совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.

Для успешной реализации Программы в группе организована современная техносреда, насыщенная конструкторами разных видов. Содержание технического центра «Конструкторское бюро» модернизируется в соответствии с темой реализуемого проекта. Групповой пространство насыщается тематической художественной и технической литературой, добавляются новые виды конструкторов, систематически заполняются индивидуальные «Инженерные книги». Изготовленные технические макеты используются в детских сюжетно-ролевых играх.

Первый тематический блок, который мы изучали с детьми — это технология продовольственных продуктов по теме «Производство мороженого». Итогом работы над проектом стали изготовление макета фабрики мороженого и сюжетно-ролевая игра «Фабрика «Вкуснятина». Далее мы сконструировали автомобиль «Единой помощи», в котором соединено несколько видов транспорта специального назначения.

Изучая тематический блок «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы», наши воспитанники значительно расширили свой кругозор: узнали, когда был придуман первый оптический прибор, познакомились с различными видами приборов, со строением и назначением бинокля; научились конструировать бинокли из различных наборов конструктора и бросового материала.

В ходе реализации проекта «Хлебобот» ребята придумали и сконструировали робота–пекаря, который смешивал, формировал, пёк и охлаждал хлеб самостоятельно, полностью автоматизируя процесс выпечки.

Интерактивная экскурсия по самолету познакомила детей с особенностями его строения. Дошкольники с ОВЗ научились конструировать модель самолета, соблюдая основные условия моделирования в проекте «Самолет».

Целью проекта « Авианосец» стало знакомство дошкольников с назначением и строением авианосца. Была проведена большая предварительная работа: просмотр познавательных фильмов «Эволюция транспорта» и «Корабли великаны» и виртуальная экскурсия на авианосец «Адмирал Кутузов», чтение тематических произведений. Для того чтобы увидеть, как кораблям удается оставаться на плаву и сохранять плавучесть, вместе с детьми провели опыты с шариками, мандаринами и пластилином.

Итогом проекта было решение игровой проблемной ситуации: пилоты переправляли детские новогодние подарки на остров Врангеля, но перелет долгий и топлива не хватает, нужно сконструировать авианосец, где самолет совершит заправку. В инженерных книгах дошкольники нарисовали схему строительства авианосца и приступили к созданию своих моделей. Финал занятия плавно перешёл в сюжетно — ролевую игру «Аэродром на воде».

Готовясь к празднику великой Победы, был реализован проект «Токарный станок по изготовлению снарядов». Изучая историю завода «Тяжмаш», педагоги познакомили детей со строением станка, а Тимофей В. с родителями сконструировал его из конструктора Лего и бросового материала. С данным проектом он победил во Всероссийском конкурсе «Инженерный марафон 2020»

Выявив среди наших воспитанников одаренных детей, склонных к изобретательской деятельности, педагоги реализовали с ними творческий проект «Экокоп», который победил в городском отборочном и областном этапах Всероссийского робототехнического форума ДОО «ИкаРёнок» 20/21. Наши воспитанники Марина С. и Тимофей В. усовершенствовали и сконструировали мини-трактор для озеленения любимого города и, самое главное, рассказали о его устройстве и принципах работы.

Достижения юных конструкторов поощряются родителями и педагогами детского сада. Реализация каждого проекта происходила через различные виды детской деятельности: познавательно — исследовательскую, конструктивно — модельную, изобразительную и игровую, коммуникативную деятельность и чтение тематической художественной литературы.

Главная задача учителя-логопеда-поддержать данное направление работы, интегрируя образовательную область «Речевое развитие» с другими, используя современные логопедические технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Организованная деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной организации действий и их целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью и результатом: образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также с активизацией планирующей функции речи (словесные описания условий, которым должен соответствовать продукт, планирование своей деятельности, оречевление действий). Нетрадиционные технологии (мнемотехника, синквейн, интеллект-карты) с использованием схем, символического материала помогают стать внимательнее, учат дошкольников с ТНР осваивать и актуализировать тематический словарь, грамотно строить диалогическую и монологическую речь, а также анализировать, сравнивать, обобщать и выделять, развивают познавательную и коммуникативную активность. Лего-технологии применяются в нашей группе при организации коррекционно-развивающей работы во всех её направлениях: для автоматизации поставленных звуков в ходе игры; для обогащения и активизации словаря в рамках тематической недели; развития грамматической составляющей речи; развития связной речи (диалогической и монологической); для освоения звуко-слогового анализа слов с использованием деталей традиционного цвета; для профилактики дисграфии, дислексии; для развития ВПФ и тренировки мелкой моторики.

Результатом эффективности применения Лего-технологий является активное проявление словесного творчества у детей с ОВЗ, что выразилось в придумывании сюжета и создании мультфильма «Шугабрик». Фантастический процесс мультипликации захватил наших воспитанников и дал возможность проявить не только конструктивные навыки, но и личностные качества ребёнка-творца. Данная творческая работа стала победителем на Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест 20–21» в номинации «Следующая остановка-космос».

Расширению кругозора наших воспитанников способствовало совместное с родителями и педагогами посещение выставки роботов «РобоСфера». Дети с ОВЗ познакомились с современными технологиями робототехники, получили элементарные физические и технологические знания, смогли взаимодействовать с героями робозоопарка и роботами-андроидами, «испытать» виртуальную реальность.

Работа над совместными творческими проектами в рамках реализации парциальной программы Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров » в группе компенсирующей направленности помогает воспитывать нравственные качества детей, умение работать в команде и проявлять инициативность, расширять кругозор и развивать моторику, обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями, осваивать новые конструктивные и технические навыки, т. е. формирует разносторонне развитую личность . А также активно вовлекает родителей в образовательный процесс в детском саду, что улучшает качество образовательной деятельности.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.
  2. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Дрыгина Е. Н., Русских И. В., Петрова Г. В., Киваева Л. В., Лебедева Т. В., Лукомская Л. В., Тарнаева Е. Н., Ромаданова Е. Р., Булыгина Л. А., Тимофеева Т. В., Шестоперова Е. В., Ильина Н. В., Михеева Т. С., Воронина Н. А., Шаповалова Н. В., Головач Н. В., Рыжкина С. Ф., Татарова О. А., Никитина О. Г., Куликова А. С., Назарова О. Б., Ермакова Т. П. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Выпуски № 1,2, 3/. — Самара: Вектор, 2018
  3. Фесюкова Л. Б. Истории обычных вещей. Беседы по картинкам. — Сфера, 2010.
  4. Мазанова Е. В. Речевые игры с Лего: методическое пособие.-Издательство Кузнецовой, 2019.

Ключевые слова

конструирование, робототехника, совместные проекты, парциальная программа Волосовец Т. В, Карповой Ю. В, технические навыки, Тимофеевой Т. В. От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров, разносторонне развитая личность
Задать вопрос