Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Авторы: Семенова Таисия Юрьевна, Ханбикова Олеся Раисовна, Исаева Ирина Юрьевна, Аверьянова Ангелина Дмитриевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.
Дата публикации: 05.06.2021
Статья просмотрена: 576 раз
Библиографическое описание:
Семенова, Т. Ю. Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Т. Ю. Семенова, О. Р. Ханбикова, И. Ю. Исаева, А. Д. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6460/ (дата обращения: 25.04.2024).
Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.
Ключевые слова: полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять.
Целью нашей работы является воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.
Главный метод работы в ДОО — это игра, а для современного ребенка более актуальны полифункциональные игры.
Особенности использования полифункциональных игровых пособий:
– Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;
– Применение таких игр в различных возрастных группах;
– Множество вариантов игровых заданий и упражнений как авторских, так и придуманных самостоятельно;
– Возможность развития и проявления детского творчества. [1]
В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
Благодаря таким играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.
Игра № 1 «Воздушные шарики».
Цель: закрепить знания детей о цветах, путем подбора по образцу, расширять словарь, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Материал: карточки с изображением пяти цветных шаров в разной последовательности, картинка формата А4 с изображением детей, набор цветных шаров на липучках.
Игровые правила: правильно подобрать цвет и последовательность воздушного шарика.
Ход игры: Воспитатель рассказывает ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам, в правильной последовательности как изображено на выбранной карточке, затем показывает, как это нужно сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.
Игра № 2 «Кто, где живет?»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать речь, логическое мышление.
Материал: карточки с изображением животных, картинка формата А4 с изображением места обитания животных.
Ход игры: В игре принимают участие один или двое. Дети ставят картинку с изображением животных на место обитания, объясняя свой выбор.
Игра № 3 «Сварим компот».
Цель: совершенствовать навыки счёта и знание цифр , закреплять названия ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды».
Материал: набор карточек ягоды, карточки образец, макет банки «компот».
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сварить компот, для этого необходимо использовать рецепт и в банку прикрепить ингредиенты строго по рецепту, иначе компот не получится.
Игра № 4 «Тяжёлое — легкое».
Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по внешнему виду; рассуждать и обосновывать свой выбор; развивать внимание, наглядно — образную и словесно — логическую память, уметь четко излагать свои мысли.
Материал: набор карточек предметов,ламинированный лист-основа с изображением весов.
Ход игры: Ребенку в индивидуальном порядке воспитатель предлагает подбирать предметы по виду, объясняя свой выбор. Например, что больше весит холодильник или яйцо?
Игра № 5 «Развивай-ка»:
Рис. 1. Полифункциональная игра «Развивай-ка»
Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления, закреплять умение различать и называть цвета, решать примеры, развивать пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, закреплять умение считать предметы в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество.
Материал: полотно с разноцветными крючками, ведерки с изображением геометрических фигур, на другой стороне цифры, капельки с примерами и без, декоративные камешки.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять ведерко с геометрической фигуркой, назвать ее цвет и повесить на крючок такого же цвета.
2 вариант: На доске вывешиваются ведерки с цифрами от 1 до 10. Перед ребенком выкладываются капли с примерами, он должен решить с помощью камешков решить пример и положить в то ведерко. На котором будет соответствующая сумма, например, 2+5=7 и ведерко под номером 7.
В выше перечисленных пособиях самое главное — это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «Я«, проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.
Применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр дает большие возможности и перспективы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Литература:
- Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — СПб: Издательство «Детство-пресс», 2016 г.
- Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/под ред. Н. В. Микляевой, М,2013.