Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенова, Т. Ю. Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Т. Ю. Семенова, О. Р. Ханбикова, И. Ю. Исаева, А. Д. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6460/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Ключевые слова: полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять.

Целью нашей работы является воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.

Главный метод работы в ДОО — это игра, а для современного ребенка более актуальны полифункциональные игры.

Особенности использования полифункциональных игровых пособий:

– Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;

– Применение таких игр в различных возрастных группах;

– Множество вариантов игровых заданий и упражнений как авторских, так и придуманных самостоятельно;

– Возможность развития и проявления детского творчества. [1]

В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

Благодаря таким играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.

Игра № 1 «Воздушные шарики».

Цель: закрепить знания детей о цветах, путем подбора по образцу, расширять словарь, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

Материал: карточки с изображением пяти цветных шаров в разной последовательности, картинка формата А4 с изображением детей, набор цветных шаров на липучках.

Игровые правила: правильно подобрать цвет и последовательность воздушного шарика.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам, в правильной последовательности как изображено на выбранной карточке, затем показывает, как это нужно сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.

Игра № 2 «Кто, где живет?»

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать речь, логическое мышление.

Материал: карточки с изображением животных, картинка формата А4 с изображением места обитания животных.

Ход игры: В игре принимают участие один или двое. Дети ставят картинку с изображением животных на место обитания, объясняя свой выбор.

Игра № 3 «Сварим компот».

Цель: совершенствовать навыки счёта и знание цифр , закреплять названия ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды».

Материал: набор карточек ягоды, карточки образец, макет банки «компот».

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сварить компот, для этого необходимо использовать рецепт и в банку прикрепить ингредиенты строго по рецепту, иначе компот не получится.

Игра № 4 «Тяжёлое — легкое».

Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по внешнему виду; рассуждать и обосновывать свой выбор; развивать внимание, наглядно — образную и словесно — логическую память, уметь четко излагать свои мысли.

Материал: набор карточек предметов,ламинированный лист-основа с изображением весов.

Ход игры: Ребенку в индивидуальном порядке воспитатель предлагает подбирать предметы по виду, объясняя свой выбор. Например, что больше весит холодильник или яйцо?

Игра № 5 «Развивай-ка»:

Полифункциональная игра «Развивай-ка»

Рис. 1. Полифункциональная игра «Развивай-ка»

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления, закреплять умение различать и называть цвета, решать примеры, развивать пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, закреплять умение считать предметы в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество.

Материал: полотно с разноцветными крючками, ведерки с изображением геометрических фигур, на другой стороне цифры, капельки с примерами и без, декоративные камешки.

Ход игры:

1 вариант: Воспитатель предлагает ребенку взять ведерко с геометрической фигуркой, назвать ее цвет и повесить на крючок такого же цвета.

2 вариант: На доске вывешиваются ведерки с цифрами от 1 до 10. Перед ребенком выкладываются капли с примерами, он должен решить с помощью камешков решить пример и положить в то ведерко. На котором будет соответствующая сумма, например, 2+5=7 и ведерко под номером 7.

В выше перечисленных пособиях самое главное — это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «Я«, проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.

Применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр дает большие возможности и перспективы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Литература:

  1. Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. — СПб: Издательство «Детство-пресс», 2016 г.
  2. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/под ред. Н. В. Микляевой, М,2013.

Ключевые слова

полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять
Задать вопрос