Цель : приобщение детей к истории России; воспитание нравственно-патриотических чувств — любовь к Родине, уважение к героям Отечества, желание быть защитником земли, на которой родился; формирование гражданской принадлежности.
Предварительная работа : беседы о Родине, её истории; рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»; чтение отрывков о былинных богатырях, рассматривание иллюстраций; рассматривание картин с изображением пейзажей России; разучивание пословиц о Родине.
Оборудование и материалы:
«Добрый мир» Л. Л. Шевченко книга 3, безопасная свеча, картинки с изображением пейзажей России, часы, мультимедийный проектор, экран, слайды «Древняя Русь», аудиозапись песни «Русь называют святою», костюм богатыря, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», фигурка голубя с посланием, разрезная картинка «Князь Александр Невский», иллюстрация иконы «Спас Нерукотворный», мультфильм про жизнь Александра Невского, икона Святого благоверного великого князя Александра Невского, иллюстрация ордена Александра Невского, картинки для игры «Чьи предметы», дубовые листочки, художественные материалы для творческой работы, музыкальное сопровождение.
План-проект проведения ОД с детьми
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Очень часто люди приветствуют друг друга словами: «Доброе утро! Добрый день!». Ребята, а ваш день сегодня добрый? Почему? (Ответы детей)
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение у нас было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берем в руки включенную безопасную свечу и дети передают её друг другу. Посмотрите, как искорка добра зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
2. Актуализация знаний
Воспитатель: В феврале мы отмечаем с вами особый добрый день, в который принято чествовать всех мужчин. Ребята, что это за праздник?
Дети : 23 февраля, день защитников отечества.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово «отечество»?
Дети : Родная сторона, наша страна.
Воспитатель: Слово «отечество» обозначает страну наших предков, наших отцов, это наша родина. Ребята, а что такое родина?
Дети : Место, где мы родились и живём; место, где живут мама и папа; где наш дом; где все говорят на родном и понятном языке.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете? (дети называют пословицы. Например, всякому мила своя сторона; много разных земель, а родная всех милей; Родина—мать, умей за нее постоять и др.)
3. Основная часть
Воспитатель: Ребята, напомните мне, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия. (показываю картинки)
За ясные зори, умытые россами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки, разлитые в пламени синем,
Страну по-славянски назвали Россиею.
Наша Родина Россия — страна православная. Ее называли Святой Русью потому, что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Сотворив наш прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать свою Родину. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена, и в наше время. И многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников нашей земли русской. Кто же такие защитники Отечества?
Дети : Защитники отечества — это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.
Воспитатель: Каким должен быть защитник?
Дети : Смелый, сильный, отважный, честный, бесстрашный, решительный, героический, доблестный, храбрый, мужественный
Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение: давайте с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашей Родины и больше узнаем о храбрых защитниках нашего отечества. Согласны? Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов. Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть — вперед или назад, помогите вспомнить?
Д ети : Назад, в обратную сторону, потому что отправимся в прошлое.
Воспитатель: Все ребята вместе со стрелкой повернулись, в прошлое вернулись. Ребята, куда же мы попали? Посмотрите, виден домик бревенчатый сквозь деревья. Храм деревянный на холме. Как вы думаете, где мы оказались? (Ответы детей) Да, мы в древней Руси!
Звучит песня «Русь называют святою», дети сели, обращаем внимание на костюм богатыря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то забыл здесь свою одежду. Как вы думаете, кому она принадлежала?
Дети : Богатырям.
Воспитатель: Кого называли богатырями?
Дети : Самых сильных и храбрых воинов.
Воспитатель: Верно. Об отваге богатырей, их славных подвигах и доблестной славе слагались былины и легенды.
Ребёнок: Богатырь, он вот каков: он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, метко палицу бросал,
На границе стоял, зорко, зорко наблюдал! Русь-матушку защищал.
Воспитатель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?
Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно. Вот они, посмотрите.
Рассматривание картины Виктора Васнецова «Три богатыря»
Плечом к плечу с врагами бились три богатыря.
Прошло веков немало. Но доныне
Мы знаем эти лица по картине…
И память вечную хранит о вас родимая земля:
Алеша, и Добрыня, и Илья.
В те далекие времена управляли нашей страной князья, у которых было славное войско — дружина. Как вы думаете, почему так называли войско? Какие слова похожие вы можете подобрать к слову дружина?
Дети : Дружить, дружба.
Воспитатель: Молодцы, правильно мыслите. Дружинники вместе с князем ходили в походы, вместе делили тяготы военной жизни. Они вместе охраняли и оберегали прекрасный мир, сотворенный Богом и нашу православную веру.
Воспитатель обращает внимание детей на фигурку голубя, закреплённого на проволоке 30–35 см
Воспитатель: Ребята, что это может быть за голубь и почему он оказался в группе?
Дети: Это почтовый голубь.
Воспитатель: И правда, ребята, у него к лапке привязано сообщение. Какое оно интересное, я никогда не видела такой бумаги.
Дети : Это не бумага, это береста, наши предки писали на бересте.
Воспитатель: Так давайте узнаем, что же здесь написано? Хотите?
Работа с иллюстрацией «Святой князь Александр Невский»
Из частей разрезной картинки дети собирают портрет «Князь Александр Невский» (иллюстрация из книги)
Воспитатель: Давайте рассмотрим этот рисунок. Кого мы видим? Кто изображен?
Дети: Воин, он в доспехах. Такие доспехи носили русские воины в древние времена.
Воспитатель: Во что одет воин?
Дети: металлическая кольчуга, рукавицы, плащ, на ногах — высокие сапоги, на голове — шлем с защитной сеткой
Воспитатель: Какое оружие он держит в руках?
Дети: У князя в руках оружие — меч
Воспитатель: Чем еще были вооружены русские воины?
Дети: Булавами, палицами, копьями, луком и стрелам, для защиты — щитами
Воспитатель: Этот воин — русский князь Александр Невский. Что вы видите над головой воина?
Дети: Флаг, знамя.
Воспитатель: Это необычный флаг. Кто на нем изображен?
Дети: Бог, икона.
Возможна подсказка педагога и его обращение к иллюстрации «Спас Нерукотворный» (книга 2 с.5; там она названа «Бог Спаситель»)
Воспитатель: Как вы думаете, почему русские воины помещали на своем флаге изображение Самого Бога?
Дети: Они верили в помощь Бога.
Воспитатель: Что защищал князь Александр? (обратить внимание детей на жест князя, указывающий на храм).
Князь Александр был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. Мы вновь видим на рисунке храм — дом Божий. Воин защищает дом Божий.
Физминутка « Мы теперь — богатыри»
А теперь, ребята, потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь — богатыри. Показать ( напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Знакомство с новым материалом
На экране слайд с изображением яблочка, катящегося по тарелочке.
Воспитатель: О чём же, интересно, нам поведает яблочко. Давайте посмотрим.
Просмотр мультфильма о жизни Александра Невского.
Воспитатель: Ребята, что узнали? Дети, как жил Князь Александр и почему его назвали Невским?
Святой Александр Невский является одним из самых любимых и почитаемых покровителей российских воинов и всей земли русской. Он является символом мужества, мудрости, силы. В его честь построено много храмов и часовен. Русские люди любят и почитают князя Александра Невского.
Сотни лет прошли с той были, многие ушли — как дым...
А вот князя не забыли — он великим стал, святым!
Вот такую икону с изображением святого Александра Невского вы можете увидеть в храме. (Показ иконы Святого благоверного великого князя Александра Невского)
Есть орден Александра Невского — это одна из высших наград России. Этим орденом награждают воинов за подвиги, отвагу и героизм в боях. (Показ фотографии ордена).
Воспитатель: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагами один?(ответы детей)
Дети: Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, дружинники.
Воспитатель: Русские богатыри оставили нам, своим потомкам, мудрый завет: защищать свою Родину, беречь её. Быть сильным, храбрым, мужественным и отважным. Любить свою родную землю-матушку, свой народ, свою страну!
Ребята, пришло время нам вернуться в детский сад, нужно повернуть стрелку на часах. Куда будем поворачивать?
Дети: Вперёд.
Воспитатель: Вместе со стрелкой все повернулись, в группу свою вернулись. Скажите, ребята, а в наше время богатыри и дружина бывают? Кто они?
Дети: Это люди военных профессий, наша армия.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Перед вами лежат картинки, на которых изображены оружие и одежда. Девочкам надо выбрать то, что взяли бы себе древнерусские защитники, а мальчикам — то, что нужно современным воинам.
(Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ.
Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, форма ОМОН, фуражка и китель, сапоги, бескозырка)
4. Итог
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали? С каким великим воином вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что помогло князю Александру Невскому одержать победу?
Каким был Александр Невский ? Какие черты характера помогли ему победить в бою? Давайте ещё раз вспомним, какой завет нам оставили защитники Руси:
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Ребёнок . Воином быть совсем не просто,
И я, друзья, скажу вам так,
Что быть отважным, сильным, ловким,
Поверьте, это не пустяк!
5. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как настоящие защитники земли русской, я подарю вам дубовые листочки как символ силы и стойкости.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать защитников нашего Отечества. И у нас получится целая армия, целое войско героев, готовых в любой момент стать на защиту нашей родины.
Литература:
- Емец Д. А. «Заступники земли русской», электронная книга, 2004 г.
- Шевченко Л. Л. Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)», книга 3, — М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций отечества, 2011

