Малые формы фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Сухобоченок, Л. Н. Малые формы фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста / Л. Н. Сухобоченок, Е. А. Зимина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6419/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье говорится о важности малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. О том, что в процессе ознакомления с малыми формами фольклора обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Ключевые слова: фольклор, традиции, обычаи, частушки, прибаутки, потешки, скороговорки, дикция, связная речь.

Воспитывая детей, мы обязаны помнить о традициях и обычаях русского народа. С раннего детства знакомим детей с ними, пытаемся передать лучшее наследие народа, накопленное веками.

Известный русский писатель Максим Горький сказал: «Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается культура».

Из уст в уста — принцип передачи народного фольклора, народного творчества, народной мудрости, от поколения к поколению.

Использование малых форм фольклора в непосредственно-образовательной и свободной деятельности ориентировано на формирование четкой, чистой, без звуковых отклонений речи у дошкольников. Это способствует привитию у дошкольников любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения.

Наша задача как педагогов — максимально в дошкольный период жизни познакомить воспитанников с разнообразием форм фольклора: с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим. Дети с удовольствием разучивают новые потешки, скороговорки, частушки, принимают участие в театральных постановках, играют в подвижные народные игры.

Актуальными задачами речевого развития в дошкольном возрасте являются выработка дикции, формирование фонематического слуха. Для реализации задач речевого развития нами был разработан и реализован проект «Малые формы фольклора». В ходе реализации проекта мы использовали разные методы и приемы работы с детьми: просмотр и драматизация русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса»; просмотр сюжетных иллюстраций с изображением героев сказок; играли в народные и хороводные игры, разучивали народные песни с сюжетом и мн. др.

С помощью дидактических игр дети закрепили знания о русских народных сказках и их героях. В театрализованной деятельности дети совершенствовали диалоговую и связную речь, расширился словарный запас.

В беседах знакомили детей с русскими народными традициями, обычаями, названиями предметов быта. Родители помогали в изготовлении элементов русских народных костюмов, предметов быта, музыкальных инструментов, обогащении предметно-развивающей среды.

Пальчиковые игры развивают одновременно координацию рук и речь ребенка, поэтому для быстрого качественного запоминания использовались в пальчиковых играх с детьми потешки, а также прибаутки, считалки, загадки, скороговорки и чистоговорки.

Потешки это короткие стишки, реже песенки. Во время проговаривания потешек их сюжет изображается с помощью мимики и жестов. Разучивание потешек способствует развитию фонематического слуха, дикции, образности речи детей.

Считалки — это рифмованные стишки, исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры.

Роль загадок играли и небылицы-перевертыши, которые для детей предстают смешными историями, о том, чего не бывает. Что способствует развитию воображения у детей.

Для развития дикции ребенку необходим хорошо развитый артикуляционный аппарат, в этом ему помогает артикуляционная гимнастика и артикуляционные игры, специальные упражнения, которые помогают преодолевать речевые трудности и совершенствуют их дикцию.

Для коррекции речевых нарушений, начиная с младшего дошкольного возраста, мы применяем в деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, а также слуха и дыхания. У ребенка будет правильное, чистое произношение звуков и слов, если хорошо развиты подвижность и переключаемость мышц речевого аппарата.

Для развития артикуляционного аппарата мы ежедневно используем артикуляционную гимнастику, достаточно 4–5 упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений все движения артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузой перед каждым новым движением, чтобы, взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — осознавал, ощущал, контролировал и запоминал свои движения.

Одним из таких упражнений для тренировки артикуляционного аппарата является разучивание скороговорок. Тренируя ребенка произносить сложные для него сочетания звуков, мы помогаем выработать беглость их произношения, тренируя нужные мышцы артикуляционного аппарата.

Потешки, скороговорки, пословицы, являются богатым материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Народный фольклор несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, русский фольклор оказывает огромное влияние на речь младших дошкольников. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи, такие как, развитие грамматической, фонематической и лексической сторон речи.

Наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного народного творчества. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности и его влияние на развитие речи детей дошкольного возраста имеет огромное значение. Всестороннее развитие речи является необходимым условием для развития связной речи ребенка.

Литература:

  1. Берменкова Т. М. «Русский фольклор в развитии речи детей», издательство: Творческий центр «Сфера», 2018.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика ФГОС ДО».
  3. Сорокина Н. А. «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей», издательство «Владос», 2015.
  4. Теплова А. Б. «Материнский фольклор в образовательной среде»., издательство: «Цветной мир», 2019.
  5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой», Изд. «Сфера», 2007.

Ключевые слова

традиции, обычаи, фольклор, связная речь, потешки, частушки, прибаутки, скороговорки, дикция
Задать вопрос