Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 899 раз

Библиографическое описание:

Шутова, Л. А. Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации / Л. А. Шутова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6410/ (дата обращения: 16.11.2024).



Методическая работа в дошкольной образовательной организации, представляющая собой целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направлена на повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современной дошкольной образовательной организации, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого детского сада требуют разнообразия организационных форм методической работы и их оптимального сочетания между собой.

Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагогов в процессе решения ими профессиональных задач.

Дискуссия (от лат. discussio — «рассмотрение, исследование») определяется как обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора [2]

Дискуссия — критический диалог, свободное обсуждение проблемы, соединение теоретических и практических знаний. В ходе дискуссии происходит конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противоположных точек зрения по определенной проблеме с целью нахождения ее оптимального решения; при этом все участники должны владеть полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе эффективность дискуссии будет крайне низка. [2]

Проблема использования дискуссии как организационной формы методической работы в дошкольной образовательной организации изучена крайне недостаточно. Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в работах К. Ю. Белой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой и др.

В современной науке есть попытки рассмотреть дискуссию не как отдельный метод, а как группу методов, которые основываются на организации обмена мыслями между участниками учебного процесса. Так В. Ягупов относит дискуссию к словесным методам обучения, при этом считает, что некоторые ее виды стали самостоятельными методами («круглый стол» и «мозговой штурм») [7, 333].

«Е. Пометун, рассматривает дискуссию в контексте интерактивных технологий обучения, выделяя группу технологий обработки дискуссионных вопросов, к которым принадлежат метод ―пресс, метод ―непрерывной шкалы мыслей, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, оценивающая дискуссия и дебаты» [5, 66–79].

«В. Рудиня использует термин «дискуссионные методы» и считает, что к ним относятся: дискуссия-симпозиум, панельная дискуссия, дебаты, концентрические круги и подсчитывающая дискуссия как альтернатива опросу» [6].

Эту позицию разделяет и К. Баханов, «считая наиболее используемыми дискуссионными методами следующие: «круглый стол», панельную дискуссию, форум, симпозиум, «судебное заседание», концентрические круги» [1].

В методической практике дискуссия все активнее используется как метод активизации мышления педагогов, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности педагогов. Многообразие видов дискуссий позволяет разнообразить методическую работу с педагогами, эффективно включать педагогов в решение профессиональных проблем.

Рассмотрим некоторые виды дискуссий, которые могут эффективно использоваться в методической работе детского сада.

Дебаты — явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме [5,46]

Круглый стол. Это форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. «Круглый стол» предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. [5, 46]

Симпозиум — это формализованное, регламентированное обсуждение. В ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение, как правило ведется через ведущего [5, 46]

Панельная дискуссия (панельное обсуждение) предполагает обсуждение некоторой темы группой людей перед аудиторией. Обсуждение ведёт модератор, который направляет дискуссию, иногда задаёт вопросы аудитории, старается сделать обсуждение информативным и интересным. [5, 45]

«Мозговой штурм» («мозговая атака») представляет собой разновидность групповой дискуссии, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике. [5, 46]

Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией) проводится с целью выявления и фиксации мнений участников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением. Проводится дискуссия следующим образом.

На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии, например: «Личностно ориентированное обучение в системе профессионального образования в полном объеме невозможно, поскольку существует очень жесткий профессиональный стандарт». На столах также лежат маркеры. Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. Затем все плакаты вывешиваются для ознакомления. Выбираются злободневные вопросы, формулируются предложения-стимулы, которые могут побудить слушателей к дискуссии. [5, 51]

«Круги».

Цель данного вида дискуссии заключается в актуализации и обмене опытом (профессиональным, социальным и др.) и знаниями по заданной теме. Дискуссия проводится следующим образом.

  1. Участники разбиваются на пары. Пары садятся или встают в круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внешний и внутренний.
  2. Пары ведут диалог на заданную ведущим тему. По знаку ведущего диалоги завершаются, и партнеры прощаются друг с другом.
  3. Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа: состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую объявленную ведущим тему. [5, 51–52]

«Идейная карусель»

Цель дискуссии: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта. Материалы: листы бумаги.

  1. Каждому члену микрогрупп (по 4–5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
  2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок.
  3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
  4. Проводится обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка; если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список. [5, 53–54]

Таким образом, использование различных форм дискуссий в методической работе дошкольной образовательной организации помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов, обеспечить решение проблем, связанных с формированием профессиональных компетенций педагогов, развивает способности педагогов к творческой самореализации.

  1. Литература:
  2. Андреев В. И. Деловая риторика. — М.: Академический Проект, 2005. — 304 с.
  3. Баханов К. О. Інноваційні системи, технології та моделі навчання історії в школі. Запоріжжя: Просвіта, 2000. 160 с.
  4. Белая К. Ю. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОО: методическое пособие. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 160 с.
  5. Виноградова Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 219 с.
  6. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», — 176 с.
  7. Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібник. К.: А. С. К., 2003. 192 с.
  8. Учение об обществе и государстве. 9 класс. Пособие для учителя. Рига: DАS, 1996. 144 с.
  9. Ягупов В. В. Педагогіка: Навч. пос. Киев: Либідь, 2002. 506 с.

Похожие статьи

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Роль личности педагога в образовательном процессе

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Похожие статьи

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Формирование командного типа культуры в дошкольной образовательной организации

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Роль личности педагога в образовательном процессе

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Задать вопрос