Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асеева, Е. И. Роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании / Е. И. Асеева, Е. В. Богданова, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6350/ (дата обращения: 28.03.2024).



Предпринята попытка использования лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников. Обсуждается проблема формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Доказано, что язык является средством взаимодействия коммуникантов, и функционирование языка тесно связано с ситуативным, социальным и психологическим контекстом его употребления. Показана интеграция музыкальных и воспитательных образовательных событий с позиции лингвистической прагматики.

Ключевые слова: лингвистическая прагматика, дошкольники, интеграция, образование, коммуникация.

Введение. Обращение к теме лингвистической прагматики применительно к младшим дошкольникам не было случайным. Есть множество работ, посвящённых прагмалигнвистическим исследованиям, но все они основаны на эмпирических базах студентов и взрослого населения. Как можно использовать лингвистическую прагматику в дошкольной образовательной организации, да еще в младшей группе детей, которые не вполне хорошо владеют речью и нуждаются в корригирующих занятиях? Мы предприняли попытку использования лингвистической прагматики в развитии речи при проведении интегрированных занятий в системе воспитатель — музыкальный руководитель. Полученный опыт и данные мониторинга изложены в данной статье. Актуальность избранной темы исследования обусловлена возрастающей проектной и исследовательской деятельностью в образовательных организациях, требующей совершенствования методов воспитательно-образовательного процесса, научной новизны. Прагматика воспроизведения речевого акта в коммуникативных действиях среди младших дошкольников до настоящего времени не изучалась глубоко.

Для начала определимся с термином «лингвистическая прагматика».

И. П. Сусов рассматривает лингвистическую прагматику как «область лингвистических исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий, слушающий и читающий…» [3, с. 269].

Е. М. Беспаленко на основе проведенного исследования сделала вывод о том, что в каждой речевой личности повторяются типовые черты, выступающие как конкретно общие, что свойственно речевому поведению, и индивидуальное, которое характеризует речевую личность. Речь же является средством, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром [1].

Описание проблемы речевой коммуникации и образования речи содержится в лингвистических исследованиях К. Л. Бюлера [2], Г. Г. Матвеевой, Н. И. Формановской и других авторов. Они определяют речевой акт как способ достижения человеком определенной цели. Это когда осуществляется целенаправленное речевое действие в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Изучение этих и других научных исследований позволило сформулировать цель исследования — какова роль лингвистической прагматики в развитии речи младших дошкольников при интегрированном образовании.

Задачи:

— изучить научную литературу по теме исследования;

— установить и сравнить использование разновидностей речевого акта при обучении детей вежливому обращению или просьбе («волшебные слова»)

— изучить речевое поведение при интерпретации сказок и музыкальных постановок.

Объект исследования развитие речевого акта в режимных моментах ДОО и на музыкальных занятиях.

Предмет исследования прагматика детей младшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка проанализировать речевое поведение младших школьников и одновременно использовать лингвистическую прагматику для развития речи детей с построением коммуникативных актов.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие младшие дошкольники и педагоги МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежской области. Исследование началось в 2020 году. Методы исследования: модель лингвистической прагматики как средство развития речи детей; музыкальные занятия «Какая песня?», «Раскрась звучащую мелодию», «Этикет общения»; «Оцени поступок». При проведении исследования мы столкнулись со следующими трудностями: процесс развития речи сам по себе представляет собой сложную многоступенчатую систему. Но использование лингвистической прагматики дает возможность диагностировать речевое поведение, коммуникативные навыки, отношение к собеседнику, т. е. психосоциальные и индивидуальные качества, которые проявляются в выборе отправителями текстов речевых сигналов грамматических категорий, соотносящих речевые поступки говорящих с компонентами речевого акта. Обязательным условием является учет возрастных особенностей.

Результативность реализации модели оценивалась по четырех бальной системе: 0 баллов — неучастие или нежелание участвовать коммуникантов в речевом событии (воспитательно-образовательных, музыкальных); 1 балл — актуализирует участие в речевом событии, но не проявляет инициативу; 2 балла — развиты коммуникативные способности; 3 балла — проявляет инициативу в общении, не агрессивен; 4 балла — использует сложные грамматические конструкции, эмоциональный интеллект развит в соответствии с возрастными данными. Результат определялся среднеарифметическим значением.

Модель лингвистической прагматики как средства развития речи младших дошкольников

Рис. 1. Модель лингвистической прагматики как средства развития речи младших дошкольников

Описание модели: модель представляет собой систему развития речи младших дошкольников идеями лингвистической прагматики. Речь, как психический познавательный процесс является центральным звеном. Восприятие речи говорящего и использования собственной речи для общения тесно связано с мышлением. Условия формирования и развития содержания речемыслительных процессов включают музыкальные занятия, развивающую предметно-пространственную среду, образовательную программу, образовательные события, индивидуальный маршрут. Конечным результатом являются новообразования в свойствах и структуре речи. И все это — речемыслительная деятельность ребенка.

Таблица 1

Сравнительный анализ реализации модели лингвистической прагматики как средства развития речи младших дошкольников

Название методики

2020 г.

2021 г.

Проблемная ситуация «Поздравь друга»

2,67

3,79

Музыкальная игра «Узнай песню»

2,31

2,48

Квест-игра «Оцени поступок»

2,01

2,32

Вывод. Речевое поведение, личностные характеристики младших дошкольников представляют собой неразрывное единство индивидуальных, психологических, социальных и культурных особенностей поведения. Лингвистическая прагматика представляет собой когнитивное общение, контролируемое мотивационно-потребностным решением коммуникативных задач.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 07.05.2021).
  2. Бюлер, К. Л. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. — 502 c.
  3. Сусов, И. П. История языкознания Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия». М.: АСТ; Восток — Запад, 2007. — 382 с.
Задать вопрос