Любовь к Отчизне
И Любовь к людям — это два
Быстрых потока, которые,
Сливаясь, образуют могучую
Реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский.
Меняются времена, эпохи, люди. Вот и мы шагнули в XXI век.
Сегодня мы наблюдаем большие перемены в жизни человека, общества и страны в целом. Материальные ценности преобладают сегодня над нравственными. В современном обществе изменилось отношение к человеку, природе, к художественной литературе, к Родине. Хотелось бы верить в то, что такие важные качества человеческой души, как доброта, любовь, справедливость, благоразумие, великодушие, патриотизм, всё же не потеряли в наши дни своё истинное значение.
Поэтому, воспитывая подрастающее поколение, мы, педагоги, должны заложить основы нравственности, как фундамент для полноценного и всестороннего развития личности. Стоит отметить, что в нашей, накопленной многими поколениями, богатой культуре, художественной литературе, так неоправданно отошедшей на дальний план, собран огромный опыт духовного и патриотического воспитания, необходимо только из огромного множества выбрать то, что было бы интересно и понятно детям в соответствии с их возрастом.
Наряду с воспитанием патриотических качеств, у детей развивается устойчивый интерес к художественной литературе. Именно поэтому, изучив опыт отечественных педагогов-классиков по патриотическому воспитанию детей, таких как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, понимая важность данной темы, осознавая ее актуальность, целесообразность, мы поставили перед собой задачи: через произведения художественной литературы о Великой Отечественной войне, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, воспитать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, за мужество и отвагу воинов, развить интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья — первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, но лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остаются в нём как приятные воспоминания детства.
Реализуя любые образовательные и воспитательные процессы, мы строим свою деятельность на сотрудничестве: «педагог-ребёнок-семья», иначе результата достичь невозможно. Начиная со среднего возраста (4–5 лет) знакомим с художественной литературой, отражающей события Великой Отечественной войны: чтение стихотворений А. Барто «Флажок», «Самолет», «На заставе», Т. Трутнева «Победой кончилась война»; чтение рассказа В. Крупин «Отцовское поле» и др.
Читая художественную литературу, мы помогаем детям осмыслить её содержание, организуем различные формы и виды детской деятельности (проводим беседы («Дети войны», «Мои родные и близкие, участвующие в войне»), читаем рассказы («Песни военных лет», «История русской гармонии»), рассматриванием фотографий, отражающих события военных лет, иллюстрации («Ордена, медали, военных лет», «Портреты полководцев», «Салют Победы», «Георгиевская лента»), тематические открытки («Дети — герои», «Города герои), устраиваем выставки детских книг о Великой Отечественной войне, рисунков, собираем коллекции по теме «Военная техника», оформляем альбомы совместно с родителями по темам «Моя Родина», «Слава Армии» и др.)
Таким образом, создаём необходимые условия для воспитания патриотизма и формирования таких черт характера, как взаимопомощь, дружба, отзывчивость, смелость, уважение к старшим.
При активной помощи и участии родителей мы организовали спортивный праздник «Папа может всё, что угодно!», также играем в подвижные игры: «Связисты». «Доставка снаряда», «Сигнал», «Разведчики, парад, засада». Такие игры помогают воспитывать в детях смелость, ловкость, товарищество, дисциплинированность, умение командовать и подчиняться правилам игры.
Уже в старшем дошкольном возрасте (5–6, 6–7 лет) мы предлагаем для совместного прочтения произведения художественной литературы о Великой Отечественной Войне, такие как: Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяева «Три рассказа» и «Почему Армия родная», К. Паустовский «Стальное колечко» и «Похождение жука–носорога», Ю. Яковлев «Как мальчик Серёжа на войну ходил», В. Осеева «Андрейка». К тому же на данном этапе дошкольного возраста знакомим детей с поэтическими произведениями о Великой Отечественной войне: С. Михалков «День Победы» и «Победой кончилась война», А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. Барто «Мой брат уходит на войну», «Алёнка», Г. Рублев «Памятник», В. Малкова «Мой дедушка», Н. Найденов «Пусть будет мир», Е. Трутнева «Советский воин». Традиционно к празднику Великой Победы проводим конкурс выразительного чтения «Стихи о войне», инсценируем небольшие эпизоды из прочитанных произведений, слушаем песни («В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Сурнова; «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского; «Три танкиста» муз. братьев Покрасс, сл. Б. Ласкин; «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; «Вальс Победы» муз. В.Варламова, сл. Р.Панина), разучиваем песни военной тематики, а в преддверии праздника организуем концерт «Песни военных лет». Также родители с детьми делают фотоальбомы: «Памятники Великой Отечественной войны», «Боевые награды», готовят презентации: «Города Герои», «Род войск», «День Победы», слушают аудиозаписи: «Песни о войне», «Стихи о войне». В таких мероприятиях помощь родителей неоценима. Она выражается в изготовлении необходимых атрибутов, костюмов, декораций. Родители, как активные участники образовательного и воспитательного процесса, оказывают нам всевозможную помощь в подготовке тематических занятий.
Дети собрали коллекцию мультфильмов: «Солдатская сказка». «Салют», «Легенда о старом маяке», «Василёк», «Великая Отечественная», а также каждый из ребят пополнил групповую «копилку», выучив пословицу, в которой говорится о Родине, отваге, долге, чести.
Не стоит забывать и то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Полюбились детям сюжетно-ролевые игры: «Наши защитники», «Моряки», «Госпиталь». На прогулках мы организуем подвижные игры: «Переправа», «Доставь донесение», «Полоса препятствий».
Важно отметить, как и в старшем дошкольном возрасте, дети стараются рассказать своим сверстникам о том, как они с семьей побывали на параде празднования 9 Мая, делятся своими впечатлениями и эмоциями от увиденного. Как правило, каждому из них запоминаются какие-либо особые яркие моменты и у всех они разные (парад, салют, участие в шествии «Бессмертный полк» и др.). Так одним из главных атрибутов праздника Великой Победы являются военные песни, которые помогают не только узнать и вспомнить историю, но и воссоздают атмосферу времён войны. Интерес к таким событиям и деталям у детей, пожалуй, одинаковый: неподдельный и искренний.
Знакомя детей с историческими фактами посредством художественной литературы о Великой Отечественной войне, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводим детей к пониманию того, что победили в войне потому, что защищали от врага свой дом, своих близких, свою Родину, что объединяло всех людей в те времена общее горе, страшная беда и всеобщая любовь к своей Отчизне. Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю страны и желание защищать её.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря развитию интереса у детей к художественной литературе, индивидуальному подходу в соответствии с их возрастом и правильной подачи со стороны родителей и педагогов, у ребенка формируется представление об основах нравственности, а также такое важное качество, как патриотизм.
Проект «Почему нужна песня на войне?»
Вид проекта: творческий, социальный
Основное направление: познавательное
Продолжительность проекта : краткосрочный
Организаторы проекта : воспитатели.
Целевая группа: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Цель : Формирование нравственно — патриотические качеств у детей через личное восприятие песен Великой Отечественной войны. Воспитывать у детей интерес к песням, созданным в дни войны. Через знакомство с музыкой и песнями военных лет развивать патриотические чувства к своей стране.
Задачи:
– Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории нашей страны;
– Знакомство дошкольников с песнями военных лет, историей их создания, значением в жизни людей в военное время;
– Обобщение знаний детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне и празднике «День Победы»;
– Воспитание чувства гордости и уважения к Родине, к ветеранам войны и труженикам тыла, к памяти погибших воинов.
Актуальность:
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне
После боя сердце просит музыки вдвойне!»
(из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского)
Военная песня, как и война всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Военные песни — лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 75 лет со дня Победы, но песни тех далеких и грозных дней звучат и сегодня потрясая сердца.
Образовательная деятельность:
– Видео презентация «День Победы»;
– Слушание песен: «Священная война», сл. В. И. Лебедева–Кумача, муз. А. В. Александрова, «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова, «Катюша» М. Блантера; «Три танкиста» братья Покрасс, сл. Б. Ласкин; «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; «А закаты алые» муз. В. Осошник, сл. Н.Осошник; «Вальс Победы» муз. И.Лученок, сл. М. Ясень; музыка в исполнении гармони;
– Игра на музыкальных инструментах «Гармошка» Тиличеевой;
– Пословицы и поговорки о солдатах, военном долге, о Родине;
– Пение песен: «Ветеранам в день Победы»; «Шли солдаты на войну» сл. и муз. И. Русских; частушек тех лет;
– Танец «Русская пляска» р. н. м.; «Синий платочек»;
– Муз. ритмическая композиция: «Салют Победы»;
– Прослушивание записи голоса Левитана об объявлении войны, фронтового письма;
– Конструирование «Письмо треугольник», «Птицы мира»;
– Аппликация «Праздничная открытка»
– Рисование «Мир на земле», «Солдаты мира» для оформления писем, «Дети рисуют войну»
– Рассказы детей о прадедах, которые воевали на войне
– Чтение стихов: «Памятник» Г. Рублев, «Мой дедушка» В. Малкова, «Победой кончилась война» С. Михалков, «Пусть будет мир!» Н. Найденова, «Советский воин» Е. Трутнева; чтение рассказов о войне
– Рассказ воспитателя о Дне Победы, рассказ музыкального руководителя о песнях военных лет, рассказ об истории русской гармонии.
– Конкурс чтецов: «Давно закончилась война…»
– Утренник, посвященный 9 мая
Ожидаемый результат у детей:
– расширение представлений детей о жанре «песня»
– приобщение к истории создания военных песен, их поэтов и композиторов
– развитие эмоциональной отзывчивости на музыку героической эпохи
– воспитание бережного отношения к народной памяти, любовь к защитникам Отечества
– формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия.
Работа с родителями:
– Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь», памятнику танка «Иркутский комсомолец»
– Просмотр «Парада Победы», «Салюта Победы»
– Участие в акции «Бессмертный полк»
– Экскурсия в музей военной техники
– Совместное составление рассказов о прадедах, которые воевали на войне;
– Совместный просмотр художественных фильмов о ВОВ;
– Участие в создании садовского альбома «75 лет Победы!»
Литература:
- Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. М.ЦТЛ, 2005г.
- М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.Линка — Пресс, 2003 г.
- Федеральный государственный стандарт ДО, 2013г.
- Бабаева Т. И. и др. Программа «Детство», Детство-Пресс, 2019 г.
- Интернет-ресурс: «Величайшие высказывания о родине и патриотизме». «Жемчужины — мысли, РФ».

