Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Картунова, Н. В. Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра / Н. В. Картунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6339/ (дата обращения: 19.04.2024).



Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявлять собственную активность и самостоятельность. Обобщается опыт работы специалистов дошкольного учреждения по работе с детьми с РАС.

Ключевые слова: корегуляция, мыслительные процессы, социальная ссылка, субъективный выбор, декларативная коммуникация, нейрокоррекция, невербальные проявления, зрительный контакт, самоузнавание, коммуникация, познавательные процессы, имитация, субъективный выбор, сенсорная стимуляция, социализация.

Найти общий язык с ребенком с РАС и научить находить общий язык с другими — главная цель специалистов и конечно семьи. Способность общаться и взаимодействовать ребенок может овладеть, только находясь в процессе постоянного взаимодействия с людьми, особенно с близкими, с которыми он проживает. Один в поле — не воин. При работе с детьми с РАС выделяют два основных дефицита связанных с поиском роста и с социальными отношениями. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь, научить ребенка слушать речь обращающегося, научить выполнять простые поручения по словесной инструкции, вызывать речевое подражание, накопить и расширить пассивный словарь. Самое важное в работе с детьми с РАС- общаемся функционально. Тренинг функциональной коммуникации — этот метод, разработанный Карром и Дюран в середине 1980-х годов [Carr and Durand,1985]. У любого поведения есть функция (избегание/уклонение, получение внимания/ощутимых предметов, сенсорная стимуляция). Ни мы, ни дети не делаем ничего просто так. У любой нашей активности есть цель и задача. Первостепенной задачей с такими детками является — обучить ребенка получать или избегать того же самого с помощью приемлемой коммуникации. Основные блоки для отработки: да/нет, жди/ожидай, буду/ не буду, нужно/не нужно, можно/нельзя, просьба.

Зрительный контакт . Как надо и как не надо действовать? Мы все знаем, как важно наблюдение ребенка за взрослым. Так он учится реагировать на ситуации, чужие и собственные эмоции. А ребенок с РАС не наблюдает. И как обычно взрослые поступают в этом случае? Например, чтобы обратить внимание на предмет, подносят его к лицу. Поощряют и хвалят, когда ребенок на них посмотрел. Но что часто случается: ребенок понимает, что от него хотят, но не понимает, зачем ему это нужно. Наша задача здесь — тренировать не зрительный контакт, а поведение, а именно социальную ссылку (осмысленный взгляд, разделенное внимание). Несколько советов. Например, вы производите привычные действия: открываете шкаф и достаете игрушку. Создайте непредвиденную ситуацию: открываете шкаф с ребенком, а игрушки нет. Или вы даете ребенку колечки, он надевает их на пирамидку — спрячьте колечки. При этом меньше слов, выражайте себя через невербальный канал коммуникации. Это мимика, жестикуляция: пожмите плечами, разведите руками, удивитесь, поднимите брови -больше эмоций! И ребенок начинает обращать на вас внимание. Или ребенок нас куда- то ведет, и мы показываем жестами и эмоциями: «Мм, где это? Где это было? Где это лежит?» Делаем какие- то паузы, размышляем, демонстрируем как мы вспоминаем, не торопимся. Так ребенок учится обращать внимание на партнера. Есть также игры, где мы договариваемся кивком, взглядом, можно показывать счет пальцами (не считать вслух) или ребенок стоит, а мы машем пальцами, чтобы ребенок подбежал. Есть игры с субъективным выбором. Например, показываем ребенку карандаш, а он машет головой (нет), мы даем другой — пока ребенок не согласится. Или ребенок дает вам карандаш, а вы машете головой (нет). Также с игрушками. В основе лежит подсказка через взгляд.

Обучать ребенка, что необходимо реагировать на ограничения — не просто важно, но и необходимо. Чтобы жизнь семьи и обстановка в детском коллективе не стала заложником поведения ребенка: педагогически запущенного, неверно подкрепленного поведения. Рекомендуется соблюдать несколько правил. А именно, научите детей нескольким граням разума в виде «Нет, нельзя, не время, подожди». Этих «нельзя» должно быть немного, пусть это будут 5 основных, из ряда того, что опасно для жизни и здоровья. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения или ситуации. Важно отработать с ребенком инструкцию «Стой!» [Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»]. Работа над инструкцией «Стой. Иди о мне!» — серьезная вещь. Такая инструкция отрабатывается в системе, до автоматизма. Такой подход был неоднократно раскритикован, но другой альтернативы пока нет. Можно начать на примере заводного робота.

Хочу поделиться с вами особенностями игры в догонялки с детьми с РАС. Обычно ребенок прекрасно убегает, а вот догонять сам не хочет, не понимает, что должен делать. Действительно, игры, которые требуют подстройки под партнера (корегуляции)- вызывают трудности у детей с РАС. Что делать, как играть и помочь ребенку понять суть таких игр? Попробуйте упражнение «Обнимашки». Вы широко расставляете руки подходите и обнимаете ребенка, говоря при этом: «Обнимашки». И так много раз в течение несколько дней. Если ребенок начинает реагировать на широко расставленные руки, сам подходит и обнимает вас, то можно попробовать отбегать от ребенка в другую сторону и, широко расставив руки, зазывать его: «Обнимашки!». Расстояние можно постепенно увеличивать.

Имитация — основа процесса обучения при РАС и других отклонений. Имитация одно из важных средств, которыми пользуются дети., когда становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умения имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и навыки. Поэтому специалист с первых занятий, когда установлен контакт с ребенком, делая простые действия (бытовые либо игровые) говорит ребенку: «Делай, как я! Хлопай, как я… Стучи, как я… Положи, как я». Ждем ответной реакции. Повторяем несколько раз.

Самоузнавание и использование другой информации с помощью зеркала. Чтобы воспользоваться отражением в зеркале нужен высокодифференцированный комплексный подход сразу нескольких функций нашего головного мозга, «обработка и считывание информации с датчиков». Наблюдение за своим отражением ведет к обобщению и адекватному использованию символов, которые видим. Знакомим ребенка со своим отражением в зеркале, говорим: «Это Дима. Где Дима? Вот Дима (показываем в зеркале)». Когда ребенок усвоит задачу, можно усложнить. Подвести ребенка к большому зеркалу и дать одно из заданий: «Подними руку, ногу, помаши рукой, попрыгай». При этом необходимо комментировать действия ребенка: «Дима машет рукой». Если ребенок владеет коммуникацией, спросить: «Что Дима делает?».

Если ребенок не отзывается на свое имя , попробуйте называть ребенка по имени, когда наступает приятный момент для ребенка: «Маша, смотри, какую игрушку я тебе принесла!» или «Ванечка, пошли поиграем!». Поощрение — имя. В режиме требований (одевайся, убери игрушки) старайтесь называть ребенка каким-либо синонимом: мой хороший, моя девочка и т. д.

Все дети любят игры. Есть простая и полезная игра для детей с РАС с использованием фотографий. Игра развивает: понимание речи, запоминание кто есть, кто , ориентировку в пространстве, инициативу, укрепляет отношения и наполняет весельем, помогает развивать понимание «Я и другой». Берем фотографию всех членов семьи (кто играет, тот берет свою фотографию) и подписываем крупными буквами (мама, папа или имена педагогов т. д.) Вешаем на одну стену, говорим: «Раз, два, три!» и идем быстрым шагом к своей фотографии. Итак, 5–6 раз. Затем допускаем ошибки, подходим не к своей фотографии. Ребенок обычно показывает или говорит: «Нет, не так!». Если ребенок справляется, то вешаем на разные стены. Каждый должен удерживать свой маршрут. Мы не делаем замечания через обратную связь. Если ребенок прибежал не туда, дайте ему прибежать неправильно, только потом сказать: «Нет. Не так» и показать. Усложнение: «А теперь мы бежим в гости к Наде! Надя!». Затем предложить ребенку выбрать к кому побежим в гости.

Основной принцип взаимодействия между людьми — это «действие по очереди». Именно этот принцип является предпосылкой для развития диалога, понимание своей роли в детской игре и в других видах совместной деятельности. Как объяснить ребенку с РАС, что сейчас ваша очередь (или очередь другого ребенка/взрослого, а не его? Как научить ребенка этому важному принципу? Обычно мы что-то делаем, а ребенок не ждет своей очереди, начинает сам действовать, на партнера внимание не обращает. И мы говорим: «Нет, сейчас я!». Контекст ребенок не понимает, наш слова только запутывают его. Как мы можем донести? Анонсируем и демонстрируем. Если сложно с местоимениями, то лучше их пока убрать. Например, берем кубик: «Надя/имя педагога/ ставит». Демонстрируем, берем второй кубик, ставим перед ребенком, не даем в руки и говорим: «Дима ставит». Так много раз. Стоим башню. Намного лучше, если воздействуем не на ребенка, а на среду. Берем кубики из коробочки. Ставим коробочку перед ребенком и говорим: «Дима ставит». После подвигаем к себе коробочку и берем кубик: «Надя /имя педагога/ ставит». Можно поиграть так с пирамидкой, покатать по железной дороге поезд. Кладем руки ребенка на поезд. Если ребенок сбился, ничего страшного, еще раз анонсируем, воздействуем на среду. Говорим: «Надя едет. Вжжж». Берем поезд и катаем, затем ставим перед ребенком поезд и говорим: «Дима едет». Если ребенок не катает, то кладем его руки на поезд. Когда постепенно дети привыкают действовать по очереди в играх либо в домашних делах, то понимают этот принцип.

Ребенку с коммуникативными нарушениями сложно подстраиваться под партнера, обращать на него внимание и удерживать контакт . Когда мы решаем сложную задачу, нам нужно выделить только эту цель, а все остальное максимально упростить. Часто молчаливые игры имеют большой развивающий эффект для детей с коммуникативными нарушениями. Когда стоит подключить молчаливую игру? Игра для ребенка должна быть знакома и ему интересна. У ребенка в игре должна быть активная роль. Ребенок в игре должен чувствовать себя успешным, то есть какое-то действие у него должно получаться. Например, достаем кубики или лего, садимся напротив друг друга, начинаем строить. Мы молча показываем какой кубик взять ребенку: жестами, эмоциями, кивком головы. Радуемся построенному домику. Разрушаем его, можно молча. Разрешив разрушить кивком головы, посчитав на пальцах, махнув рукой, показывая своей рукой, как разрушить. Меняемся ролями.

Также важно привить желание играть вместе на равных . Для этой задачи поможет игра с прищепками. Эта игра также поможет сформировать слухоречевое восприятие поставленной задачи, моторные навыки, зрительное восприятие. Играем за столом, лицом к лицу, устраняя возможность ухода от активности. Убираем возможные отвлекающие предметы. Игра состоит из 4 кругов основных цветов: красный, зеленый, синий и желтый, и прищепок тех же цветов в коробке для ребенка, а также предметов тех же цветов для родителя/педагога. Прищепки нужно прицепить по цветам в установленной взрослым последовательности в процессе игры. Взрослый показывает предмет определенного цвета — ребенок находит прищепку такого же цвета и цепляет ее на круг соответствующего цвета. Продолжаем активность, пока не закончатся прищепки в коробке. Темп не очень быстрый, но и нельзя затягивать, потому что может потеряться интерес. Коммуникация: стараться меньше сопровождать игру речью, чтобы вызвать зрительный контакт, используя мимику и жесты. Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико- синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, контрастность восприятия. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета, в новых условиях). Возникшие представления, у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительно или моторной функции, а дефицит интегрированного взаимодействия этих функций.

Много вопросов ребенку . Развивает речь или тормозит? Часто родители маленьких детей или детей с малым запасом активного словаря стараются вовлечь ребенка в разговор, задавая большое количество вопросов. Чаще всего такая тактика действует в обратную сторону. Ребенок закрывается и вообще не хочет идти на контакт со взрослым. Из-за чего и почему так происходит? Вопросы воспринимаются ребенком как требование, практически угроза. У ребенка может повышаться кровяное давление. Некое состояние паники. В такие моменты познавательные процессы отключаются, эмоции недоступны. У детей с РАС уровень тревоги достаточно высокий, они и так в предготовном состоянии тревоги. Дети не хотят общаться с теми, кто постоянно что-то требует. Также в процессе игры, когда мы начинаем задавать много вопросов, то количество самостимуляции повышается, как защитная реакция. Также, если часто задаем вопросы детям с РАС, то мы моделируем для них негативный пример. Что ребенок делает — задает узкие, свои интересующие вопросы всем подряд (в лифте встретил человека, в садике, везде). Лучше самим проигрывать действия, например, с машинкой, чем спрашивать: «Как машинка едет?». Дети с РАС социально пассивные и наша задача открыть новые возможности для них, а не подстроится. Поэтому есть простое правило, которое помогает вместо вопросов использовать декларативную коммуникацию (комментарии, деление опытом, взглядом) — 4 комментария, затем один вопрос.

Ребенок познает мир с помощью органов чувств. Восприятие приводит к двигательной реакции. И это порождает в мозгу мыслительные процессы более высокого уровня. Игра «Где прячется музыка?» способствует улучшению слухового восприятия ребенка и его пространственных представлений. Включите и заведите заводную музыкальную игрушку и спрячьте ее где-нибудь в комнате. Для начала не стоит прятать игрушку далеко. Позовите ребенка в комнату и предложите поискать игрушку на слух. Скажите «О, музыка. Где играет? Откуда звук? Где?». Затем игра повторяется. Усложнение: меняемся ролями с ребенком, он прячет — вы ищите. Важно! игрушка не должна быть самой любимой, есть шанс сыграть в такую игру всего один раз. Звуки должны быть переносимы ребенку.

Польза совместного пения. Совместное пение с ребенком может стать хорошим упражнением из нейрокоррекции . Оно непосредственно влияет на: развитие мозга, развитие нервной системы, развитие эмоциональной сферы, регуляцию отношений с партнером, может зарядить энергией ребенка и вас. Как можно сделать совместное пение максимально полезным? Первое, у вас нет никакой задачи, нет никакого правильного результата, которого вы должны получить (пропеть от начала до конца, пропеть выразительно). Смысл в самом совместном процессе не надо делать никаких замечаний (не так поешь). Второе, если у ребенка идет нарушение коммуникации, то хорошо проводить совместное пение лицом к лицу. Можем сесть на одном уровне, петь раскачиваясь, можем лечь с ребенком и смотреть друг на друга и петь. Лучше петь медленно, выразительно, растяжно, чтобы ребенок мог к вам присоединяться. Третье, если у ребенка есть проблемы с пониманием речи, то демонстрируем ребенку ключевые слова сюжеты песни мимикой, жестикуляцией, показывать по книжке ключевые моменты. Если есть проблемы у ребенка с эмоциями, то в процессе пения мы можем вместе проживать эти эмоции, выражать своей мимикой и жестикуляцией. Какие песни можно брать? Обычно два типа песен. Достаточно простые, знакомые песни ребенку (песенки из мультфильмов, песенки Е.Железновой), где есть повторяющиеся слова, которые можно подкрепить действиями. Можно взять песни со смыслом, достаточно проникновенные, где есть что изобразить лицом и показать, но с понятным и простым ритмом. Для этого подходят старые советские песни («Солнечный круг, небо вокруг», «У солдата выходной, в городе весна», «В лесу родилась елочка»). В таких песнях мы не стараемся объяснить весь смысл, это невозможно, но передаем настроение, общий дух. Ваша цель основная — получить удовольствие от процесса. Если получаете — то польза, развивающий эффект обязательно приложится.

В рамках обучения мы учим ребенка уделять внимание собеседнику, обращать внимание на его невербальное проявления, реакции, эмоции. Для решения этой задачи можно поиграть в развивающую простую игру «Отгадай». Распечатайте картинки: волк-заяц, пью чай-ем суп, веселый-грустный, играю на пианино — играю на скрипке и т. д. Отталкиваемся от того, что ребенку известно. Взрослый берет пару и показывает без слов, либо эмоцию, либо движение. Ребенок должен показать соответствующую карточку. Ребенку очень легко присоединиться, игра очень хорошо тренирует способность обращать внимание на собеседника. Если ребенок понял суть игры, то ребенок может взять роль ведущего.

Пальчиковая гимнастка-это один из способов развития мелких движений кисти рук . Также происходит совершенствование общей моторики и совершенствование движений губ и языка. Варианты упражнений и работы с пальчиками. Массаж ручек и пальчиков (растирание, разминание, постукивание, поглаживание). Все это сопровождаем стихами, ребенок улавливает интонацию и ритм речи. Гимнастика для пальчиков, когда ребенок показывает «крышу» или «ушки зайчика». Дорожки для пальчиков (двумя пальчиками топаем по дорожке). Можно использовать театр «Топотушки». Игры-разговоры с игрушками на руку, которые открывают рот, поскольку здесь еще нужно слушать и попадать в ритм речи (игрушки «Гонзики»). Массаж с помощью колечко Су-Джок. Пальчиковый театр и теневой. Всевозможные игрушки и пособия для развития мелкой моторики

Осваиваем навыки, такие как крупная и мелкая моторика, решение проблем, тактильные ощущения . Что можно делать? Оберните ребенка бумагой, закрепите бумагу стиплером, скотчем или лентой. Подойдите к зеркалу: «Вот это костюм или кофта, юбка, шляпа. Давай снимать». Варианты игры: сделать шапку из оригами; одевать вас; после того, как сделали костюм разукрасить его; выбрать другую бумагу.

Сендплей-это уникальный способ общения с миром и с самим собой . Сендплей дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Световая и песочная терапия — это тип работы с детьми, которая помогла очень многим. Оба метода работы прекрасно сочетаются в развитии детей.

Поощрение детей с РАС . Так или иначе поощрение присутствует в нашей жизни. Как долгосрочные, так и коротксрочные. Система «действие-награда» помогает справиться с кроткосрочными задачами. Но можно столкнуться с неприятными последствиями, если это основной способ мотивации ребенка. Какие же лучшие способы поощрения? Основная суть в отношениях, в отношение доверия ребенка к нам. Бывает полезно убрать поощрение, некое опосредованное поощрение (что-то за что-то) и смотрим что будет. И это дает реальную картинку: на каком уровне находятся ваши отношения с ребенком, или его понимание, или насколько его интересуют какие -то вещи. Это хорошая проверка. Надо быть осторожно с гаджетами, мультфильмами и вкусняшками. Это самое сильное стремление их получить. С такими вещами должно быть расписание, когда ребенок может их получить, но не за взаимодействие со взрослым. Это обесценивает ваш труд. Например, на полдник ребенок получает вкусняшку, а не за что-то. Существует прием, когда взрослого обуславливают через предмет. Например, ребенку интересен какой-то предмет или занятие, но ему со взрослым взаимодействовать с этим предметом или в рамках этого занятия интересней (кататься на качелях, надуть шарик, чтобы поиграть с ним). Ребенок видит во взрослом инструмент для личной выгоды, поэтому взаимодействует. Это хороший прием, но не единственный. Когда мы видим ребенка с аутизмом, который участвует в совместном процессе, не потому, что ему что-то требуется или он сильно хочет (а вы как условие), а наоборот — у него есть отношения с вами, и поэтому он может поучаствовать с вами на каких- то занятиях или играх. Есть желание с вами поиграть и неважно во что. Это ваша победа.

Ребенок часто устает и не готов выполнять задание дальше. Один из возможных вариантов вернуть ребенка к деятельности — это немного переключиться и поднять энергию, например, при помощи дыхания. Используя такие игры: подуть пузыри; дуем в дудочку, свистульку, губную гармошку; дуем на листья, перышко; задуваем свечу; надуваем воздушный шарик (если ребенок может это сделать); дуем на порванные или нарезанные бумажки; играем в дутибол. Делаем ворота, скатываем бумажный мячик, дуем на мячик, либо ртом, либо через трубочку, стараясь забить мяч в ворота.

Сюжетно-ролевая игра — идеальное поле для приобретения социальных навыков , где ставятся воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом, развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли. Если пришли к игре — значит все шаги специалистов до этого были верными, а работа проведена высококлассно и грамотно.

Практически из любой деятельности можно создать максимально развивающую активность. Важно не то, что именно мы делаем, важно то, как мы это делаем. Ребенок учиться не для нас. Он учится для себя, а мы ему в этом можем помогать.

Перечень сильных сторон ребенка с РАС, которые мы можем использовать:

  1. Визуальное навыки. Визуальное обучение, умение фокусироваться на деталях.
  2. Внимание к деталям. Тщательные и педантичные.
  3. Креативность. Уникальный образ мышления, неожиданные решения проблем.
  4. Честность и прямолинейность.
  5. Экспертность. Глубокие знания, навыки высокого уровня.
  6. Хорошая память.
  7. Навыки наблюдения. Смотреть. Делать и самому оценивать.
  8. Аналитические способности. Решение проблем, определение паттернов (чего-то повторяющегося).
  9. Глубокий фокус. Концентрация и чуткость в структуре.
  10. Критическое мышление. Могут задавать вопросы по поводу норм поведения.
  11. Упорство и выносливость. Сила и решимость, способность мотивировать себя самостоятельно.
  12. Доброта. Доброта к другим, принятие различий.

Не используйте ярлыки, вы можете создать свое позитивное виденье, отображающее особенности ребенка с РАС.

Литература:

  1. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие/ И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с. — Текст: непосредственный.
  2. Никольский О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. / А. В. Аршатский, Е. Р. Баенская, И. А. Костин, М. М. Либлинг, М. Ю. Веденина, О. С. Аршатская, О. С. Никольская. — М.: Теревинф, 2005. — (Особый ребенок). — 224 с. — Текст: непосредственный.
  3. Нуриева, Л Г. Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие /Л. Г. Нуриева. — 2-е изд. — М: Теревинф, 2017. — 130.с — Текст: непосредственный.
  4. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. Жан Ледлофф. [Электронный ресурс] https://www.litmir.me/br/?b=213982&p=1

Ключевые слова

коммуникация, социализация, имитация, субъективный выбор, познавательные процессы, мыслительные процессы, корегуляция, социальная ссылка, декларативная коммуникация, нейрокоррекция, невербальные проявления, зрительный контакт, самоузнавание, сенсорная стимуляция
Задать вопрос