Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Московская, Н. П. Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6331/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креативного отношения к своей деятельности. Сделан вывод о том, что разработанная модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации выполняет свою функцию.

Ключевые слова: образовательная организация, управление, организация, педагоги, профессионализм, креативность, модель.

В результате постоянных изменений, происходящих в мире и стране, управление современной дошкольной образовательной организацией также реформируется в зависимости от современных требований. Реализуемые Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Стандарт профессиональной деятельности педагога изменили подход к образовательной деятельности, а это, в свою очередь, требует особых подходов к менеджменту ДОО.

Качество дошкольного образования и применение к реализации программ контроля результатов основано на ФГОС ДОО.

Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева обращают внимание на то, что образовательная программа в настоящее время связанна с реализацией образовательных услуг и выполнением государственного заказа на образование. Образовательно-воспитательный процесс авторы рассматривают как «точки роста» и потенциал развития детского сада, который требует грамотного управления и организации [3].

Исследователи И. И. Бойцова, Н. А. Виноградова, Н. Ю. Житнякова, И. В. Красильников, А. А. Маринюк, Н. В. Микляева, Т. М. Палий, Ж. В. Садовникова, С. Н. Толстикова и др. управление дошкольной образовательной организацией рассматривают с различных позиций: взаимовоздействие между системами и людьми; профессиональная деятельность; взаимодействие субъектов [3.с.12].

Основатель советской школы тайм-менеджмента П. М. Керженцев сформулировал теорию организационной деятельности. Ученый выделил в организации труда три основных элемента — труд, производство и управление. Самым важным он считал управление людьми, коллективом профессионалов [2].

А. К. Гастев, разработал курсы инструкторов в коллективах, которые наблюдали за выполнением трудовых установок и впервые предложил «социальную инженерию», видя в ней алгоритм управленческой деятельности [3].

Т. Е. Горина описала практический опыт повышения профессионального мастерства педагогического коллектива и описала условия, позволяющие достигнуть цель в этом направлении [3].

Многими учеными (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. Т. Третьяков) рассмотрены функции, подходы, принципы управленческой и организационной деятельности. Однако, мало исследований, направленных на описание особенностей организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов. В связи с этим, целью нашего исследования является разработка и практическая реализация модели организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Задачи:

– разрабатывая модель, выявить особенности управления творческим и профессиональным видом деятельности;

– подготовить критерии оценки эффективности модели;

– описать условия реализации модели;

– провести сравнительный анализ эффективности реализации модели.

Объект исследования — процесс управления образовательной организацией.

Предмет исследования — организационно-управленские формы и их особенности, а также влияние на профессионализм и творчество педагогов — воспитателей.

Научная новизна в разработке модели организации руководства творческим и профессиональным видом деятельности воспитателей ДОО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие руководители и педагоги МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежской области. Непосредственное участие в эксперименте заведующей детским садом и старшего воспитателя помогло достичь более достоверных результатов исследования.

Методы исследования: маркетинговые технологии; выполнения совместных научно-прикладных проектов; структурно-функциональный подход для создания сублокального взаимодействия ОО; цифровые технологии.

Критерии оценивания — качественный и количественный анализ на основе наблюдения и анкетирования.

Схема 1. Модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности воспитателей ДОО

Модель организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности воспитателей ДОО МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области представляет собой систему организационно-педагогической деятельности заведующей детским садом в коллаборации с педагогическим коллективом. Вся деятельность направлена на повышение уровня конкурентоспособности образовательной организации.

Е. М. Беспаленко, В. В. Беспаленко одним из механизмов повышения конкурентоспособности образовательной организации считают сопоставление потенциала образовательной организации и условий внешней среды с учетом динамики в целях дальнейшего долгосрочного планирования образовательных мероприятий и услуг [1, с. 173].

В связи с этим профессионализм и творческая направленность педагогов образовательной организации являются средством создания условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и адаптации, его личностного развития.

Таким образом, руководство дошкольной образовательной организацией в режиме развития, управляя профессиональным мастерством педагогов и их творческим подходом к деятельности, необходимо учитывать особенности стратегического управления, конкретно формулировать ее миссии и формировать бренд-систему.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М., Беспаленко В. В. Управление конкурентоспособностью образовательной организации. Вестник ВИРО. — Вып. 3. — Воронеж: ВИРО, 2019, с 165–178.
  2. Керженцев, П. М. // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  3. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 394 с.
Задать вопрос