Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Чернобровкина, А. Н. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений / А. Н. Чернобровкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6329/ (дата обращения: 29.03.2024).



В работе раскрывается способ интеллектуального развития детей посредством логических задач. Чаще всего логические задачи решаются на занятиях по формированию математических представлений. А как использовать эти задачи, как решать их, в какое время, какие виды логических задач бывают — обо всем этом рассказывает автор в своей работе.

Ключевые слова: ребенок, логическое мышление, интеллектуальное развитие дошкольников, логическая задача.

В современных условиях разные образовательные программы ДОУ по-разному рассматривают интеллектуальное развитие дошкольников. При этом поддержание, сохранение психологического здоровья детей — одна из важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. От её решения зависит как построение оптимальной программы воспитания дошкольников, так и формирование интеллектуального развития.

Интеллектуальное развитие дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума [1].

Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач [3].

Интеллектуальное развитие дошкольников

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий(сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой — области познания.

Одной из сторон интеллектуального развития является — развитие логического мышления у детей.

При подготовке детей к обучению в школе было выявлено, что немало детей умеют читать и неплохо пишут печатными буквами. Немало дошкольников и пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Поэтому лучше больше времени посвящать развитию логики.

Логические задачи, решаемых на занятиях по формированию математических представлений

Формирование математических представлений является особым средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Формирование математических представлений у детей дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Кроме того, математические знания предполагают изучение в чистом виде процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение [3].

При организации специальной развивающей работы, а в частности использование логических задач, над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Логические задачи представляют собой единство двух факторов: предписание совершить определенные действия и указание на объект, относительно которого предлагается совершить данные действия (О. К. Тихомиров, А. И. Уман). В своей структуре логическая задача скрывает еще один элемент, который очень важен педагогической стороны. Это отношение между условиями и требованиями задачи, которые потенциально содержат в себе способ ее решения.

Логические задачи могут быть как с использованием рисунка, так и без него, могут быть в шуточной форме, а могут иметь обыденный характер.

Разработка содержания логических задач для старших дошкольников основывается на дидактических принципах, которые нашли практическое применение в научных исследованиях А. А. Столяра, З. А. Михайловой.

При подборе логических задач для дошкольников необходимо учитывать, чтобы материал, используемый в логических задачах, был знаком детям, степень сложности должна возрастать постепенно. В процессе решения логических задач у детей необходимо формировать достоверные знания. Наглядно-образное мышление детей дошкольников, характер формируемых знаний требуют широкого использования наглядности: схем, моделей, рисунков.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей математических представлений лучше всего использовать логические задачи в заключительной части.

Виды логических задач

Логические задачи вида «Определи на картинке, сколько спряталось животных» начинают решать с объяснения детьми, что изображено на картинке, затем дети высказывают свои предположения с доказательствами. После чего выбирается правильный ответ, который еще раз объясняется способом решения.

Логические задачи на развитие умения производить анализ и синтез предметов производится поэтапно, как и поиск недостающего предмета. Вначале детям предлагается рассмотреть изображения, потом объясняется задание, после чего только дошкольники приступают к выполнению задания.

Логические задачи типа «Продолжите ряд» выполняются по этой же схеме, но вначале находится такое звено цепочки, которое повторяется на протяжении всего ряда или находят закономерность изменений.

Логические задачи на определение принадлежности одних предметов к другим (нахождение истинного высказывания) являются самыми сложными для детей. При решении этих задач детям предлагается использовать схемы. Схема может быть с использованием картинок с изображением предметов, цифр или букв. После составления схемы дети путем рассуждения объясняют свое решение. Просматриваются все варианты решения правильные и неправильные исправляются ошибки. Во время исправления ошибок дети более активно включаются в интеллектуальную работу.

Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Часто дети допускают следующие ошибки при решении логических задач: дети не с первого раза видят все фигуры, не могут объяснить свой выбор решения, дети не могут найти звено цепочки, которое повторяется. На это необходимо уделять особое внимание.

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае можно помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, необходимо спросить дошкольника, что он узнал, что понял из него. Затем прочитать второе предложение и задать тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Вывод

Занимательные логические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  2. Михайлова, З. А. В Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. — Москва: Детство — пресс, 2008. — 392 c. — Текст: непосредственный.
  3. Шлат, Н. Ю. Развиваем интеллект дошкольников! Логические игры и задачи как средство умственного развития детей 5–6 лет: теория и практика. / Н. Ю. Шлат. — Санкт — Петербург: Издательский дом «Академия», 2010. — 244 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос