Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 27.04.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. А. Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению / Е. А. Попова, С. В. Маслина, Т. В. Шеншина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6304/ (дата обращения: 23.04.2024).



Успешность ребенка дошкольного возраста и детского коллектива в целом на этапе подготовки воспитанников к школе — приоритетная задача, стоящая перед педагогами современных дошкольных учреждений. В соответствии с ФГОС ДО необходимо создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка [1, п.п 4, п.1.6].

Дошкольники с ОВЗ — это дети, имеющие всевозможные отличия психологического или же физиологического характера. Проблемы особых детей, как правило, становятся заметными для родителей и педагогов уже в дошкольном возрасте. Вот почему в современном дошкольном образовательном обществе организация инклюзивного образования через создание ситуации успешности становится все более распространенной. По систематизации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к одной из категорий особенных (аномальных) детей относятся дети с нарушением речи (логопаты). За недостаточным развитием языка следует низкий уровень общения. Это способствует появлению поведенческих особенностей (изоляция, беспокойство, незащищенность, застенчивость, смущение, тревожность); создает особые характеристики речевого поведения (ограниченный контакт, задержка вовлечения в историю общения, невозможность поддерживать разговор, слышать звучащий язык), приводит к снижению энергии общения (Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.).

С. Н. Шаховская, основываясь на данные экспериментальных исследований, утверждает, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Вышеперечисленные выводы стимулировали решать еще одну задачу, поставленную перед педагогами в образовательном стандарте: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) [1, п.п 4, п.1.3].

В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с речевыми патологиями. Педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности, имеют высшую квалификационную категорию, достаточный опыт работы; транслируют собственный опыт на семинарах, вебинарах, конференциях.

Особое место занимает методическая работа в ДОУ: показ открытых занятий, выступление на педсоветах, накопление практического опыта через самообразование педагогов, обобщение передового педагогического опыта. Педагоги в работе с детьми используют методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания, принимают во внимание возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, учитывают зону актуального и ближайшего развития. Умение педагогов найти эмоциональное взаимодействие с воспитанниками, предложить детям реализовать себя в разных образовательных областях, вызвать мотивацию благополучия и уверенности в себе позволяет раскрывать скрытый потенциал ребенка, вызывая чувство успешности. Педагоги создают дружескую атмосферу в группах, что является условием для позитивного отношения и готовности посещать детский сад у детей с нарушениями речи. Ребенок должен видеть в педагоге доброго человека, всегда готового прийти на помощь и интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы о каждом ребенке.

Для создания ситуации успеха воспитатели опираются на психологическую и педагогическую точки зрения. Психологи рассматривают ситуацию успеха как душевный порыв, чувство удовлетворения от результата, полученного в процессе деятельности. Педагогическая составляющая ситуации успеха — это адресное, систематизированное сочетание условий и стратегии группы педагогов, при которых для детей дошкольного возраста создаются условия достичь более значимых, чем запланированные результаты в деятельности.

Организация работы в группе компенсирующей направленности строится по формуле от ребенка к педагогическому процессу. Первым этапом которой становится сбор данных, диагностические исследования, рекомендации специалистов. На следующем этапе происходит выявление проблемы, осмысление, постановка задач и планирование работы с каждым ребенком индивидуально или в подгруппах детей с общими проблемами. Практическим этапом — работа во всех образовательных областях по выявлению и развитию способностей воспитанников.

Отправной точкой раскрытия социально-коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями стала сказкотерапия, помогающая поддерживать общение, проявлять инициативу, снять зажатость и развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, ощущения, фантазии). В последнее время сказкотерапия представлена как терапевтический элемент практической психологии (Н. А. Сакович, Л. П. Стрелковой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. В. Хухлаевой и др.), нам интересна научно-исследовательская работа с классической сказкой, которая синтезирует речевые игры и упражнения, задатки актерского мастерства (интонацию, высоту голоса, темп речи и т. д.).

В процессе работы по данной теме детьми изучены настольные и дидактические игры сказочной тематики, общая цель которых: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать интонационность и эмоциональность речи детей. Особое место в работе со сказками занимает психогимнастика, пантомимические упражнения и игры-этюды. Основная их цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения (это способствует психоэмоциональной устойчивости, созданию возможностей для самовыражения.) В системе работы со сказкой представлены сюжетные игровые ситуации (сюжетно-ролевая игра +элементы драматизации), театрализованная деятельность (во всех ее видах и формах), которую предвосхищает создание атрибутов, костюмов, продумывание характера героя, изготовление афиши, пригласительных билетов и т. д.

Развитие творческого потенциала воспитанников позволило развивать способности к рисованию. Опираясь на программу Лыковой «Цветные ладошки», в свободной и непрерывной образовательной деятельности планируются задания, которые развивают художественно-творческие способности воспитанников через образную выразительность. Использование нетрадиционных техник, игровых упражнений, квестов, экспериментирования с художественным материалом, погружение в художественный мир русской живописи позволило воспитанникам проявить себя участием в выставках и конкурсах на городском, региональном и Всероссийском уровнях. Дошкольники — постоянные участники индивидуальных выставок. Интерес к живописи вызвал желание посещать художественные студии города у 4 воспитанников группы, их работы представлены на выставках ДОУ «Юные художники».

Воспитатель, владеющий современными образовательными технологиями, организовывает работу воспитанников в микрогруппах, где ребята самостоятельно учат друг друга рисовать, обсуждать, видеть мир в своих красках, додумывать сюжет картины, создавать собственный художественный мир.

Одно из направлений реализации адаптированной образовательной программы — развитие познавательных способностей воспитанников. Полноценное развитие высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти воображения проходит через дидактическую игру. Дошкольники с удовольствием играют в игры «Найди пару», «Найди отличия», «Геометрическое лото», «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Создай такой же узор», «Цифры в ряд», «Сложи по образцу», «Внимание», «Хлопни, если услышишь» и т. д. Особый интерес вызывают у детей игры занимательного характера: ребусы, головоломки, пазлы, строительство из геометрических фигур, рисование по клеточкам. Задания подбираются воспитателем индивидуально, по уровню сложности и этапности.

В детском саду проводится работа по знакомству детей с шахматами. Дошкольники, играющие в шахматы, умеют логически мыслить, концентрируют внимание, планируют свои действия на несколько шагов вперед, более выдержаны и усидчивы. Дети группы компенсирующей направленности владеют элементарными основами шахматной игры. Интерес воспитанников к игре, где можно командовать шахматным войском, а результат войны зависит от собственных знаний и стратегии, позволил им участвовать в Международном дне шахмат, проводимом на базе нашего дошкольного учреждения.

Педагоги нашей группы используют игровую технологию «Ожившая картина». Восприятие детьми информационного материала происходит на разных уровнях и имеет разную основу: речеслуховую, зрительную или тактильную, поэтому используется методика, представляющая в игровой форме чередование разнообразных по характеру и активности заданий. Работа строится по сюжетным картинам, с подобранным звуковым материалом (звуки природы, города, голоса животных и птиц, детские песни и классическая музыка), с заданиями по экологии, математике, ОБЖ и ЗОЖ, с подборкой игрового материала (развивающие игры), предложены игры-этюды и упражнения на эмоционально-волевую сферу ребенка. Создана тематическая картотека пословиц, поговорок, чистоговорок и пальчиковых игр, позволяющих разнообразить работу с картиной.

Значимость системы работы по развитию познавательных способностей доказывают результаты диагностики будущих первоклассников по тесту Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе и получения результатов (уровень развития выше среднего и средний).

Инструктор по физической культуре ДОУ также реализует в работе с детьми группы компенсирующей направленности адаптированную образовательную программу. Отставание в физическом развитии у детей с общим недоразвитием речи приводит, как правило, к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. Опыт работы детского сада показывает, что ребенок, регулярно посещающий детский сад, усваивает программу, достигая определенных хороших результатов. Доказательством этого стал прием нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО среди воспитанников (I- ступень). Все воспитанники, достигшие 6-летнего возраста, справились с нормативами. Комитетом по физической культуре и спорту г. Таганрога ежегодно проводится конкурс «Веселые старты» среди дошкольных образовательных учреждений, наше дошкольное учреждение традиционно входит в тройку победителей, команду представляют и воспитанники группы компенсирующей направленности.

Педагогический эффект образовательной деятельности с детьми зависит от активного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, достижения целевых ориентиров, обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие и способствует проявлению творческого потенциала будущих первоклассников. Таким образом, дошкольное образование — первая ступень выявления одаренных детей, выстраиваемый мостик по преемственности между детским садом и школой.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.
  2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
  3. Шаховская, С.Н Логопатопсихология. [Текст] /С. Н. Шаховская/– М.: Просвещение, 2010. — 269с.
Задать вопрос