День рождения наших малышей. Методические рекомендации проведения праздников с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Синькова, О. Г. День рождения наших малышей. Методические рекомендации проведения праздников с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / О. Г. Синькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6299/ (дата обращения: 24.04.2024).



Из глины сделан горшок,

Но только ради

Той пустоты,

что внутри,

в материальном — польза,

в нематериальном — суть.

Лао Цзы. VII век

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничные дни часто походи один на другой наполнены повседневными домашним или производственными делами. Им противопоставляется праздник-день радости и веселья. Взрослые и дети в такие дни чувствуют эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.

Особое значение праздник имеет для ребенка. Знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых -ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Академик РАН Ю. К. Круглов считает, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обрядами, обычаями. Праздник не только радость, но и деятельность, направленная на физическую душевную разрядку, на реализацию социальных требований.

Наше учреждение называется Дом ребенка. Дом, в котором существует свой уклад, праздники, обычаи, свои традиции. И как в каждом доме у всех наших детей есть свой собственный праздник-день рождения.

День именинника — такое название придумали мы для этого праздника, и постарались, чтобы этот день стал одной из традиций нашего дома.

Но так как нет возможности отмечать день рождения каждого ребенка большим мероприятием, и мы выбрали ежемесячную цикличность как форму проведения детского праздника.

Совместное празднование вовсе не означает отмену собственно дня рождения ребенка, и следует активно обращать внимание на то, чтобы именно в свой день ребенок получал повышенное внимание со стороны воспитателей и соответственно детей в группе — праздничный наряд, пение именинного «каравая»- все это позволяет ребенку почувствовать себя личностью, индивидом, выделиться из общей группы, что особенно важно для воспитания детей в ограниченном социуме и учреждениях закрытого типа.

Наиболее приемлемой формой организации достаточного большого количества детей в развлечении, не требующего большой предварительной подготовки, мы выбрали кукольный театр.

Мы работаем с детьми, имеющими как правило, комплексный дефект, осложненный различными наслоениями, отклонениями, не позволяющими нашим детям самостоятельно познавать мир, усваивать информацию и социально приемлемые формы поведения. Но именно коррекционное учреждение и, в первую очередь, дошкольное, должно показать ребенку, что он не есть какой-то особенный (неполноценный), а просто у него есть некоторые проблемы, которые решаемы. Поэтому так необходимо раздвинуть перед ребенком границы его окружения, выбрав приемлемую форму ознакомления с окружающим его миром.

В моей практике был случай, когда я добивалась от детей определения характера, настроения прослушиваемой детьми музыки «Клоуны» Кабалевского. Мне хотелось услышать от них не обычные понятия: «грустная-веселая» музыка, а более тонкие, чувственно-эмоциональные определения: скачущая, озорная, шутливая, игривая, прыгающая. Занятие шло не очень ладно. И тут мне пришла в голову мысль -как я могу требовать о детей таких понятий, если дети не знают правомерности применения этих слов в подобном случае. И на всю жизнь я поняла-сначала надо научить, показать, рассказать. Как пример, «Гном-Пляши-И-Пой» — персонаж на Осеннем утреннике. Мне говорили: «Детям непонятно!» А дети, увидев новое оформление группы «Цыплята» к новому году, где цыплят изобразили в новогодних колпачках, заявили: «Наши цыплята стали гномиками!»

Поэтому в легкой доступной форме дети знакомятся не только со знакомыми и окружающими их объектами и субъектами — люди, игрушки, но и отвлеченными понятиями — грусть, страх, сочувствие. Можно рассказать и показать ребенку практически нереальные для него ситуации-Девочку из цветка, клоунов из цирка, колобка из печи, гуляющего по лесу. В педагогике один из принципов звучит как принцип развивающего обучения, т. е. немного забегающего вперед, знакомящего с новым сначала в пассивной форме, вызывающего интерес, а потом подтвержденного практическим опытом, навыками, полученными на обучающих занятиях или в самостоятельной жизни.

Театр кукол более чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда 2–3 «ожившие» куклы начинают двигаться, они переносят детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и необыкновенно.

Зрелищные развлечения, организуемые в дошкольном образовательном учреждении, являются сильным воспитательным средством формирования личности ребенка с проблемами. Осознавая особую роль искусства, К. С. Станиславский писал, что инструментом влияния театра, зрелищ на людей выступает не деятельность, а совместное переживание. Сопереживание-эмпатия представляет такой психологический механизм, который эмоционально объединяет детей на основе общего отношения к зрелищу. В театральном действии ребенок вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание затрагивает не столько эмоциональную сколько чувственную и интеллектуальные сферы ребенка. В этом механизме сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.

Организация и содержание зрелищных мероприятий с детьми с разными проблемами требуют учета их особенностей.

Праздник не должен быть длительным так как ребенок с проблемами быстро утомляется возбуждается. Главное для ребенка с проблемами — активное участие в действии. Поэтому в сценарий кукольного театра мы включаем разнообразные моменты участия детей в зрелищном действе: дети следят чтобы лиса не утащила гусенка, зовут на помощь хлопают, топают, поют песни вместе с кукольными персонажами.

Театр кукол — это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным и терапевтическим средством для детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в снятии напряжения, стресса, приобретении навыков в поведении в социуме. Дошкольники со свойственной их возрасту фантазией верят всему, что видят на ширме театра, быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля, включаются в события, вступают в контакт с куклами, выполняют их поручения, и т. д. Можно привести множество примеров, когда куклы-петрушки убеждали детей не драться, принимать лекарство, прививать гигиенические навыки, собирать и беречь игрушки. И т. д.

Первое время мы совершали ошибку, перенося обычные традиционные моменты Дня именинника для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Например, подарки. Детям непонятно, почему этому ребенку дарят подарок, а ему нет. Поэтому мы стали обращать внимание на другие значимые моменты, отличающие ребенка от остальных детей: красивую одежду, особое внимание в этот день, праздничные колпачки. И только в традиционном каравае выводим детей-именинников в середину круга. Но и здесь нас поддерживает народная педагогика, ведь, как известно, хороводный «каравай» предполагает участие и других детей: «кого хочешь выбирай» и общее для всех веселье — свободная пляска по окончании именинного хоровода.

В более раннем возрасте рекомендуется отмечать день рождения каждого ребенка индивидуально. Во-первых, детей в группе не так много, и можно уделить особое внимание каждому ребенку, во вторых доступность, длительность кукольного действа из 2–3 и более персонажей малоэффективна для раннего возраста. Здесь необходим чисто индивидуальный подход, не требующий от взрослого много времени и подготовки. В группах детей от рождения до года — взять на руки, приласкать, показать яркий предмет, игрушку, платок, напеть песенку, поплясать с ребенком на руках. А потом просто пустите в манеж обыкновенный воздушный шарик, и, поверьте, первые яркие впечатления вашему ребенку обеспечены.

Дети с года до двух понемногу начинают осознавать себя, требовать к себе определенного внимания, поэтому можно утверждать, что особое ваше внимание к нему не останется незамеченным ребенком. Подчеркните это внимание праздничным колпачком, бантом, игрой, песенкой; разыграйте маленький спектакль с помощью мягкой игрушки или перчаточной куклы

И пусть ребенок не связывает ваши действия со взрослым понятием -«день рождения», но когда-то маленькие кирпичики ваших действий сложатся с кирпичиками сознания ребенка, и он, как и все мы, вдруг получит так называемую детскую память, впечатления, которые мы и сами не знаем, были или не были в нашей жизни, но мы их помним, сами поражаясь своим ранним детским воспоминаниям.

Ребенок в учреждении интернатного типа, вынужденный проводить время в ограниченном пространстве и социуме, вдруг получает возможность осознать себя маленькой личностью, определиться в собственном «Я«, посредством положительно-личностного отношения к нему взрослых и сверстников.

День именинника дает возможность социальной адаптации ребенка с проблемами в развитие в макро- и микросоциальной среде.

Проведение и организация детских праздников нередко гораздо сложнее, чем организация праздников для взрослых. Развеселить детей гораздо труднее. Но усилия, которые потратите на подготовку, окупятся радостью ваших малышей.

Подарите детям праздник — встречу с доброй сказкой, и тогда старанья ваши будут не напрасны. Н.Зарецкая

Задать вопрос