Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством плоскостного конструирования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 16.04.2021

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Т. В. Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством плоскостного конструирования / Т. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6282/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье я хочу акцентировать внимание на плоскостномконструировании и его влиянии на развитие логического мышления при подготовке к школе.

Ключевые слова: плоскостное конструирование, дошкольники, логическое мышление.

ФГОС дошкольного образования гласит, что развитие детей должно осуществляться через игру, поэтому любое занятие в детском саду должно проходить для ребенка увлекательно, познавательно и продуктивно.

Конструирование является обязательным компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания.

Конструктивная деятельность — практическая работа, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее логико-математическое развитие детей, у дошкольников формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. При создании педагогом в образовательном процессе ситуации успеха, ребята обретают уверенность в своих силах, стремятся создавать красивое, приходят на помощь товарищам и происходит сплочение коллектива.

Плоскостное конструирование позволяет не только развивать логическое мышление, но и пространственные представления. В случае недостаточной сформированности данных качеств у детей в последствии могут привести к неуспеваемости ребенка в школе.

Являясь участником федерального сетевого инновационного проекта «Апробация образовательной программы дошкольного образования М. М. Безруких, Т. А. Андреевой «Ступеньки к школе», моё внимание привлекли пособия для детей старшего дошкольного возраста «Тренируем пальчики» и «Цветной мир». В данных тетрадях одним из элементов заданий детям предлагается сложить определенную фигуру из разрезного квадрата «Танграм». На начальном этапе работы по этим пособиям многие воспитанники группы столкнулись с трудностями в конструировании заданного образа, поэтому на определенное время мы отложили выполнение этих заданий и упростили задачу. Были изготовлены разрезные квадраты из мягкого пластика различных оттенков, что намного облегчило начальный этап нашей работы в данной направлении. Сначала дети складывали образы из цветных элементов согласно схеме, а когда данные задания им стали казаться очень простыми, мы перешли к тетрадям. В них дан разрезной квадрат одного цвета и здесь задача усложняется: необходимо более внимательнее рассмотреть элементы, развернуть так, как указано на схеме, а затем все детали приклеить на картон или лист альбома. Чтобы задействовать оба полушария мозга, детям предлагается вокруг готовой фигуры дорисовать любой сюжет. Таким образом, в процессе игры происходит активное развитие представлений ребенка о таких логических операциях, как классификация, сериация, закрепление и расширение представлений о величине, геометрических фигурах.

В подготовительной к школе группе задача детям ещё была усложнена. Теперь им необходимо самостоятельно придумать заданный образ, например, бабочку или космический корабль (в зависимости от лексической темы) и выложить его не из разрезного квадрата, а из любых геометрических фигур. Здесь появляется еще один положительный момент дидактических игр на плоскостное моделирование — свобода творчества. Ребенок сам придумывает как можно собрать предмет, какие фигуры ему взять, какие оттенки использовать, это способствует развитию воображения и мышления. Данные виды заданий являются отправной точкой в умении строить схемы, планы, чертежи.

Также можно усложнить задачу следующим образом. При изучении темы «Треугольник и конус» дети были разделены на 5 команд, всем командам была загадана одна загадка про рыбку, которую нужно было выложить из четырех треугольников. Каждый член команды затем приклеивал свою рыбку на лист формата А3, а затем ребята коллективно дорисовали, что считали нужным. В итоге у кого-то получился аквариум, а у кого-то морское дно.

На заключительном этапе подготовки к школе игры с геометрическими фигурами продолжают усложняться. При сравнении круга и овала в качестве продуктивной деятельности использовался следующий приём работы. Детям были предложены заранее приготовленные круги и овалы определенных оттенков, и они должны из них выложить свою фигуру (кота, лягушку, зайца или чебурашку).

Описанные выше приемы работы с геометрическими фигурами не сложны и просты в применении.

Задачи, которые я ставлю перед собой по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через плоскостное конструирование следующие:

– учить детей описывать признаки предметов; определять одинаковые и различные свойства предметов; сравнивать предметы между собой;

– учить классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни; определять последовательность событий;

– развивать способность обобщать группы предметов; владеть приемами наглядного моделирования;

– воспитывать личностные качества: уверенность, самостоятельность, согласованность взаимодействия друг с другом.

Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:

– работу с дошколятами следует проводить в системе, включать элементы конструирования на любых этапах образовательного процесса и в режимных моментах;

– учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей; творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения;

– привлекать к данному виду деятельности родителей, как в саду, так и предлагая домашние задания для совместного творчества;

– создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Проводимая работа по развитию логического мышления у старших дошкольников показала, что используемые дидактические игры и приёмы помогают формированию у детей мыслительных операций: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дети радуются своим результатам, с удовольствием выставляют продукты своей деятельности на выставку, стремятся выполнять задания более креативно.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  2. Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. — М.: Детство Пресс, 2011. — 112 с.

Ключевые слова

дошкольники, логическое мышление, плоскостное конструирование
Задать вопрос