Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации
Авторы: Ключникова Ирина Анатольевна, Мухина Ольга Викторовна, Мельгунова Оксана Валерьевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 11.04.2021
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Ключникова, И. А. Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации / И. А. Ключникова, О. В. Мухина, О. В. Мельгунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6271/ (дата обращения: 24.04.2024).
Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модели описан в сравнении результатов мониторинга. Получены данные, подтверждающие эффективность модели и рекомендации по ее дальнейшему использованию.
Ключевые слова: этикет; модель; образовательная организация; дошкольники; воспитатель; формирование.
Введение. Сущность современного этикета заключается в своеобразном кодексе хороших манер и правил поведения. Особую значимость этикет приобретает в условиях культурологических, образовательных, политических изменений в России. Потребность в новых формах общения обусловлена, прежде всего, цифровой трансформацией всех сфер деятельности как в России, так и во всем мире. При всех происходящих изменениях, главное, что остается неизменным — это проявление уважения к людям, соблюдения правил общежития и общения, соблюдение общепринятых норм в деловых и в личностных ситуациях.
Многими учеными уделялось и уделяется внимание проблеме внедрения этикета в педагогическое образование и в процесс воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
С. А. Дюкова описывает принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации, где автором представлена теоретическая разработка основных задач для формирования этикета обучающихся на основе принципов современного этикета [2].
Проблему социализации детей в ДОО средствами этикета рассматривает Г. В. Белокурова. Ученым разработана и внедрена модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета [1].
Работая над исследованием, изучая научные и философские труды, нами отмечено, что в основном ученые посвящали свои труды общей этической проблематике. Среди них можно перечислить работы таких авторов как: Р. Г. Апресян, А. К. Байбурин, А. Н. Бродский, Н. Б. Вахтин, А. Л. Топорков, Г. П. Выжлецов, А. А. Гусейнов, Н. В. Голик, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов и др.
Несмотря на значительное число работ, этикет для дошкольников рассмотрен недостаточно. Этическое воспитание детей в дошкольных образовательных организациях объектом пристального внимания не является. Возможно, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает ряд задач, относящихся к воспитанию положительных качеств личности дошкольников. Вместе с тем, социально-политические и культурно-просветительные изменения в мире, требуют от каждого человека соблюдения норм и правил поведения, общения, заложенных в этикете.
В. А. Радченко выявила необходимость ввести в теоретическую, научную часть педагогики определения образовательного эмоционального интеллекта, как части культуры и этикета. Автор предлагает «прикрепить изучаемую область к основным современным принципам целостного образовательного процесса» как единый духовно-нравственный, социокультурный, эмоциональный, эстетический компонент [3, с.512].
Обзорно-аналитическое изучение педагогической, социологической и философской литературы позволило сформулировать цель исследования — целенаправленная воспитательно — образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Задачи: разработка модели, т. е. системы педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО; в соответствии с моделью разработать программу целенаправленного этического воспитания детей; провести сравнительный анализ реализации модели и определить ее эффективность для формирования этических представлений у дошкольников.
Предмет исследования — система формирования этических представлений у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.
Объект исследования — процесс формирования этических представлений в условиях реализации модели.
Научная новизна вразработке, внедрении в образовательный процесс модели как системы педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа в 2019–2021 году. По истечении данного срока, будут пересмотрены условия и эффективность реализации модели и проведена коррекция в зависимости от потребности.
Методы исследования для мониторинга: квест игра «Помоги малышу», «Идем в гости», «Дарим и принимаем подарки», «Разговор со старшими (знакомыми и незнакомыми)». В качестве оценивания использовалась бальная система. Правильно выполненные действия — 3 балла; выполнено правильно на 50 % — 2 балла; выполнено на 1,3–1 балл и не выполнено — 0 баллов.
Результаты и их обсуждение
Центральной фигурой модели является этикет дошкольника. Его характеристики и компоненты: общение и вербальные коммуникации; мимика и жесты; социализация; культура здоровья; внешний вид; образовательный этикет; игровой этикет; поведение. Для того, чтобы система формирования всех компонентов работала необходимо: создание комфортной, безопасной воспитательно-образовательной среды; учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка; учет физиологических особенностей дошкольников (реализация инклюзивного образования).
Рис. 1. Модель педагогической деятельности по формированию этикета у дошкольников в ДОО
Реализация модели через образовательную программу, специально разработанные мероприятия и образовательные события позволила получить следующие результаты: выявлено, что этикет дошкольников в ОО — это один из способов самоутверждения, проявления и поддержания социальности; ведущая функция этикета, социальное и культурное создание взаимодействий; этикет дошкольника зависит от семейных ценностей; на поведение ребенка влияют психологические и физиологические факторы; в большей степени этические нормы усваивают девочки, но более устойчивые к поведенческим нормам мальчики; самооценка влияет на формирование этических представлений у дошкольников.
Таблица 1
Сравнительный анализ реализации модели педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО
Методы |
2019 |
2020 |
2021 |
«Помоги малышу» |
2,24 |
2,26 |
2,49 |
«Дарим и принимаем подарки» |
2,17 |
2,36 |
2,54 |
«Разговор со старшими» |
2,01 |
2,34 |
2,51 |
«Идем в гости» |
1,98 |
2,21 |
2,47 |
Вывод: сравнительный анализ показал эффективность реализации модели. При диагностике было отмечено, что у некоторых детей пропадают сформированные ранее нормы поведения, что говорит о необходимости системной деятельности в этом направлении.
Литература:
- Белокурова, Г. В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета. Дисс … к.п.н. Ульяновск, 2008. — 246 с.
- Дюкова, С. А. Принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации / С. А. Дюкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 41–44. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68639/ (дата обращения: 07.04.2021).
- Радченко, В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства / В. А. Радченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 512–523. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69406/ (дата обращения: 07.04.2021).