Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 11.04.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, И. А. Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации / И. А. Ключникова, О. В. Мухина, О. В. Мельгунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6271/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модели описан в сравнении результатов мониторинга. Получены данные, подтверждающие эффективность модели и рекомендации по ее дальнейшему использованию.

Ключевые слова: этикет; модель; образовательная организация; дошкольники; воспитатель; формирование.

Введение. Сущность современного этикета заключается в своеобразном кодексе хороших манер и правил поведения. Особую значимость этикет приобретает в условиях культурологических, образовательных, политических изменений в России. Потребность в новых формах общения обусловлена, прежде всего, цифровой трансформацией всех сфер деятельности как в России, так и во всем мире. При всех происходящих изменениях, главное, что остается неизменным — это проявление уважения к людям, соблюдения правил общежития и общения, соблюдение общепринятых норм в деловых и в личностных ситуациях.

Многими учеными уделялось и уделяется внимание проблеме внедрения этикета в педагогическое образование и в процесс воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

С. А. Дюкова описывает принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации, где автором представлена теоретическая разработка основных задач для формирования этикета обучающихся на основе принципов современного этикета [2].

Проблему социализации детей в ДОО средствами этикета рассматривает Г. В. Белокурова. Ученым разработана и внедрена модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета [1].

Работая над исследованием, изучая научные и философские труды, нами отмечено, что в основном ученые посвящали свои труды общей этической проблематике. Среди них можно перечислить работы таких авторов как: Р. Г. Апресян, А. К. Байбурин, А. Н. Бродский, Н. Б. Вахтин, А. Л. Топорков, Г. П. Выжлецов, А. А. Гусейнов, Н. В. Голик, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов и др.

Несмотря на значительное число работ, этикет для дошкольников рассмотрен недостаточно. Этическое воспитание детей в дошкольных образовательных организациях объектом пристального внимания не является. Возможно, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает ряд задач, относящихся к воспитанию положительных качеств личности дошкольников. Вместе с тем, социально-политические и культурно-просветительные изменения в мире, требуют от каждого человека соблюдения норм и правил поведения, общения, заложенных в этикете.

В. А. Радченко выявила необходимость ввести в теоретическую, научную часть педагогики определения образовательного эмоционального интеллекта, как части культуры и этикета. Автор предлагает «прикрепить изучаемую область к основным современным принципам целостного образовательного процесса» как единый духовно-нравственный, социокультурный, эмоциональный, эстетический компонент [3, с.512].

Обзорно-аналитическое изучение педагогической, социологической и философской литературы позволило сформулировать цель исследования — целенаправленная воспитательно — образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Задачи: разработка модели, т. е. системы педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО; в соответствии с моделью разработать программу целенаправленного этического воспитания детей; провести сравнительный анализ реализации модели и определить ее эффективность для формирования этических представлений у дошкольников.

Предмет исследования — система формирования этических представлений у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.

Объект исследования — процесс формирования этических представлений в условиях реализации модели.

Научная новизна вразработке, внедрении в образовательный процесс модели как системы педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа в 2019–2021 году. По истечении данного срока, будут пересмотрены условия и эффективность реализации модели и проведена коррекция в зависимости от потребности.

Методы исследования для мониторинга: квест игра «Помоги малышу», «Идем в гости», «Дарим и принимаем подарки», «Разговор со старшими (знакомыми и незнакомыми)». В качестве оценивания использовалась бальная система. Правильно выполненные действия — 3 балла; выполнено правильно на 50 % — 2 балла; выполнено на 1,3–1 балл и не выполнено — 0 баллов.

Результаты и их обсуждение

Центральной фигурой модели является этикет дошкольника. Его характеристики и компоненты: общение и вербальные коммуникации; мимика и жесты; социализация; культура здоровья; внешний вид; образовательный этикет; игровой этикет; поведение. Для того, чтобы система формирования всех компонентов работала необходимо: создание комфортной, безопасной воспитательно-образовательной среды; учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка; учет физиологических особенностей дошкольников (реализация инклюзивного образования).

Модель педагогической деятельности по формированию этикета у дошкольников в ДОО

Рис. 1. Модель педагогической деятельности по формированию этикета у дошкольников в ДОО

Реализация модели через образовательную программу, специально разработанные мероприятия и образовательные события позволила получить следующие результаты: выявлено, что этикет дошкольников в ОО — это один из способов самоутверждения, проявления и поддержания социальности; ведущая функция этикета, социальное и культурное создание взаимодействий; этикет дошкольника зависит от семейных ценностей; на поведение ребенка влияют психологические и физиологические факторы; в большей степени этические нормы усваивают девочки, но более устойчивые к поведенческим нормам мальчики; самооценка влияет на формирование этических представлений у дошкольников.

Таблица 1

Сравнительный анализ реализации модели педагогической деятельности по формированию этических представлений у дошкольников в ДОО

Методы

2019

2020

2021

«Помоги малышу»

2,24

2,26

2,49

«Дарим и принимаем подарки»

2,17

2,36

2,54

«Разговор со старшими»

2,01

2,34

2,51

«Идем в гости»

1,98

2,21

2,47

Вывод: сравнительный анализ показал эффективность реализации модели. При диагностике было отмечено, что у некоторых детей пропадают сформированные ранее нормы поведения, что говорит о необходимости системной деятельности в этом направлении.

Литература:

  1. Белокурова, Г. В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета. Дисс … к.п.н. Ульяновск, 2008. — 246 с.
  2. Дюкова, С. А. Принципы формирования этикета на уроках технологии в общеобразовательной организации / С. А. Дюкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 41–44. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68639/ (дата обращения: 07.04.2021).
  3. Радченко, В. А. Исследование и развитие образовательно-эмоционального интеллекта, культуры обучающихся в теоретической и практической педагогике как необходимая часть социально-общественного школьно-образовательного пространства / В. А. Радченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 512–523. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69406/ (дата обращения: 07.04.2021).
Задать вопрос