Новые подходы к обучению чтению детей с речевыми нарушениями с помощью интерактивных и настольных игр LogoSmart | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Новые подходы к обучению чтению детей с речевыми нарушениями с помощью интерактивных и настольных игр LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6246/ (дата обращения: 19.04.2024).



Описывается процесс подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению чтению. Рассматриваются интерактивные и настольные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство формирования навыка чтения. Даются методические рекомендации по развитию навыка чтения средствами интерактивно-игровых комплексов.

Ключевые слова : интерактивно-игровые комплексы, интерактивно-игровые модули, интерактивные игры, LogoSmart, ЛогоСмарт, чтение, нарушения речи.

Актуальность проблемы нарушений гармоничного процесса формирования письменной речи подтверждается наличием пропусков, замен, перестановок, слияний при записи слов и чтении у детей с речевыми нарушениями, несмотря на акцентирование внимание системы образования на своевременное формирование речевых операций, связанных с развитием фонематических функций и грамматических средств языка [3].

Анализ научно-теоретических основ механизма чтения показал, что фактически упускается комплексное развитие базовых составляющих психического развития: произвольности психической активности, пространственных функций, базовой аффективной регуляции [3; 4]. Выделение данных базовых составляющих в некоторой степени условно, но позволяет оценить их взаимодействие и вклад каждой из них в целостную психическую деятельность [4].

Понимание причин трудностей в формировании базовых учебных навыков основывается не только на уровне готовности (сформированности основных познавательных функций), но и психофизиологических механизмах формирования навыка и механизмах, лежащих в основе трудностей обучения. Чтение является сложнейшим навыком, формирование которого начинается задолго до начала школьного обучения [2]. Полноценное освоение навыками, необходимыми для овладения процессом чтения, предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. А. Н. Корнев выделяет 3 аспекта готовности к овладению чтением и письмом: готовность как настроенность, мотивированность к такого рода обучению; интеллектуальная, когнитивная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания; языковая и метаязыковая готовность [6; 7].

Многие современные исследователи развивают концепцию современных образовательных стратегий и технологий в формировании навыков чтения [1]. В рамках интерактивно-игрового подхода процесс обучения чтению возможно сделать физически, социально, познавательно активным, подключая современные технические средства и не отступая от принципов построения коррекционно-педагогического процесса в целом.

Интерактивно-игровые комплексы «LogoSmart» («ЛогоСмарт») представлены более 600 анимированных заданий, содержащих генератор вариантов, который позволяет увеличить количество комбинаций заданий в несколько раз [5]. Многофункциональные интерактивные игры «LogoSmart» («ЛогоСмарт») посредством ярких привлекательных картинок, интуитивно понятного и удобного интерфейса, простых и доступных инструкций к представленным задачам позволяют превратить коррекционно-развивающие обучение в увлекательную и полезную игру. В серии интерактивно-игровых модулей «Готовимся к школе», имеется множество упражнений, базирующихся на интерактивно-игровых подходах к обучению чтению. Игры данной серии помогают познакомиться и закрепить знания о буквах, расширить словарный запас, отработать произношение звуков русской и белорусской речи, формировать потребность в чтении как источнике радости общения и новых знаний, развивать общую способность к аналитико-синтетической деятельности, развить зрительно-моторную координацию, развивать внимание, зрительную и слуховую память, творческое и логическое мышление, воображение. Печатные материалы и настольные игры серии «Готовимся к школе», входящие в состав авторской учебно-методической разработки «LogoSmart» («ЛогоСмарт») предоставляют возможность закрепить представления детей с речевыми нарушениями о буквах, расширить кругозор, развить графические навыки, мелкую моторику.

В процессе обучения чтению детей с речевыми нарушениями на материале игр «LogoSmart» («ЛогоСмарт») учитываются следующие особенности: обучение ведется на правильно произносимых звуках; звуки и буквы предлагается изучать в ином порядке чем в традиционных методиках; развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова; ведется углубленная работа по формированию морфологических обобщений; совместно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания; ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов; проводится широкое использование аналитико-синтетической работы.

Комплект материалов по обучению чтению детей с речевыми нарушениями, входящий в состав серии «Готовимся к школе» разработки «LogoSmart» («ЛогоСмарт»), позволяет развивать четкость произношения и подвижность речевого аппарата, создавать прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накапливать в памяти слоги и слова, развивать боковое зрение и отрабатывать прямой взгляд, развивать внимание к слову и его частям, развивать оперативную память и устойчивость внимания, развивать гибкость и скорость чтения про себя и вслух, развивать восприятие и понимание, развивать логическое мышление.

Познакомиться с буквами, соотносить звук и буквы помогают интерактивно-игровые задания «Звукорина», «Буквовед», «Глашатай царя-батюшки», «По полям, по лесам…», «Конфетки, бараночки», «Фантастические фонтаны» и др. Например, игровое упражнение «Сказочные песни» направлено на соотнесение гласного звука и буквы: прослушав звучание гласного звука, дети воспроизводят его и относят к нужной букве. Данное задание предполагает возможность усложнения — дополнение игры неречевым звуком с целью закрепление навыков дифференциации речевых и неречевых звуков.

Закрепить правильный образ букв русского алфавита позволят анимированные упражнения «Вижу-слышу-назову», «Фигурная стрижка», «Берестяная грамота», «Тайны Египта», «Король вкусняшек», «Под колпаком» и другие задания серии «Готовимся к школе» интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт»). Так в игре «Пещерные руны» необходимо найти только «правильные» буквы, а интерактивно-игровое задание «Сверхбыстрая доставка» предполагает соотнесение звука и буквы, понимание их отличий: дети находят заданную диктором букву, задачу усложняет разный цвет букв.

Научить детей с речевыми нарушениями распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой позволяют игры «Хлоп-хлоп», «Сами с усами», «Хрюша в домике», «Почта на колесах», «Самый лучший день», «Сокровища Рамзеса» и др. Например, игровое упражнение «Акула атакует» предполагает развитие слухового внимания и умения анализировать состав слова: дети услышав набор звуков, должны по ним догадаться, какое слово произнесено, найти картинку с этим словом.

Автоматизировать чтение слогов позволяют интерактивные игры, предполагающие «визуализировать» процесс чтения: «Ушастые гонки», «Три кита», «Клубочки-крючочки», «Загадки пиратов», «Чей удав длиннее?», «Тянем-потянем» и др. Чтение простых слогов в данных играх позволит детям легко перейти от чтения слогов к чтению слов. Соединяя половинки с написанными буквами в анимированном упражнении «Хитрые половинки», дети осваивают навык чтения слога, слитного соединения гласного и согласного звука. Двигая буквы в интерактивном задании «Принцип домино», дети образовывают и читают разные слоги.

Игры «Бананомания», «Догони беглеца», «Слоговички», «Волшебное лукошко», «Давай хватай», «Избушки-слоговушки» и другие игры серии «Готовимся к школе» интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») направлены на развитие навыка составления слов из букв и слогов. Анимированные задания «Накорми Жужжу», «Опасные слова», «Хитрый Джек», «Идем за покупками» развивают навыки чтения слов и позволяют автоматизировать их. Например, игровые упражнения «Чтениум», «Тайна старого замка», «Лабиринтус» направлены на нахождение лишнего слога в слове, научиться распознавать слово по фрагментам из букв можно в играх «Миссия невыполнима», «Чит и компания», «По следам динозавров», а закрепить навык чтения и деления слов на слоги с детьми с нарушениями речи можно в интерактивных заданиях «Хитрый фермер», «Дровосек», «Война соседей». Сформировать навык понимания прочитанного можно посредством интерактивно-игровых заданий «Читландия», «По полкам», «Попробуй объясни», «Свиток фараона» и др.

Работа по обучению чтению детей, страдающих нарушениями речи, посредством интерактивных и настольных игр «LogoSmart» («ЛогоСмарт») включает как формирование «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи, так и разностороннее развитие всех психических процессов — функций и качеств, на которых базируются полноценное речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития — овладение письменной речью. В правильно организованной коррекционно-педагогической работе затронуты все направления профилактики дислексии и дисграфии, так как чем раньше была начата эта работа, тем выше ее эффективность.

Литература:

  1. Анисимов, В. Н. Интерактивный анализ процессов разрешения синтаксической неоднозначности при чтении в русском языке / В. Н. Анисимов, О. В. Федорова, И. А. Секерина, А. В. Латанов // Когнитивная наука в Москве. — М.: КТ «Буки-Веди», Институт практической психологии и психоанализа, 2017. — С.23–28.
  2. Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. — М.: Первое сентября, 2006. — 40с.
  3. Бурачевская, О. В. Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 12–15. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2794/ (дата обращения: 12.02.2021).
  4. Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/590/ (дата обращения: 12.02.2021).
  5. Бурачевская, О. В. Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6127/ (дата обращения: 10.03.2021).
  6. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — СПб., 2003. — 330с.
  7. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 128 с.
Задать вопрос