Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.04.2021

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6245/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Представлены интерактивно-игровые комплексы LogoSmart (ЛогоСмарт) способствующие вызыванию речи у неговорящих детей.

Ключевые слова : интерактивно-игровые комплексы, интерактивно-игровые модули, интерактивные игры, LogoSmart, ЛогоСмарт, речевое развитие, задержка речевого развития, вызывание речи, дети раннего возраста, нарушения речи.

Известный французский писатель Виктор Гюго, подчеркивая значимость коммуникации как важнейшей жизненной компетенцией у детей, отмечал: «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст». Особенно актуальна проблема активизации речевого развития в раннем возрасте, ведь далеко не каждый ребенок способен заговорить самостоятельно без помощи специального педагога либо создания особых образовательных условий. Стимуляция речевого развития у «неговорящих» детей — ключевая задача оказания коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались такие учёные, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, А. В. Запорожец и др. Среди зарубежных исследователей наибольшее количество работ, посвященных «запуску» и развитию речи, встречаются у J.Piaget, W.Stern, T.Bauer, K.Bühler, J.Bruner, H.Wallon и др.

Общеустановлено рассмотрение процесса изучения и развития речи в контексте общения, поскольку речь возникает в процессе общения и является средством общения. Коммуникативный фактор в момент возникновения речи является сложным образованием, создающим особый специфический синдром, отражающийся в своеобразии взаимосвязей эмоционального контакта и делового сотрудничества. В ходе общения особые взаимосвязи эмоционального контакта и сотрудничества выступают в различных комбинациях и обуславливают сроки перехода пассивной речи в активную, а также напрямую воздействуют на темп и качество речевого развития. Разнообразные воспитательные условия определяют степень сотрудничества, устанавливая ход речевого развития. В процессе развития коммуникативно-речевых компетентностей детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития, создаются следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение, применение игровых и интерактивных технологий. Повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по «запуску» речи позволяет системность коррекционного воздействия средствами интерактивно-игрового подхода [1]. Игровые компьютерные технологии активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями и речевыми расстройствами [2]. Являясь дополнительным ресурсом логокоррекционной работы интерактивные игры решают задачи речевого и познавательного развития [3].

Интерактивно-игровые комплексы «LogoSmart» («ЛогоСмарт») являются современной универсальной базой интерактивных дидактических материалов, объединяющей более 638 интерактивных игр и упражнений, серию настольных игр и ряд печатных заданий, а также методические рекомендации, консультационные материалы и обучающие вебинары для педагогов и родителей. С целью формирования коммуникативной компетенции используются различные интерактивные игры: коммуникативные игры, моделирование разных ситуаций общения, театрализованные игры, игры-драматизации, подвижные игры с использование диалога, а также специальные игры, стимулирующие речевое развитие. Большая часть анимированных упражнений серии «Запускаем речь», входящих в состав интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») предполагает построение диалога. На занятиях по активизации речевого развития средствами серии «Запускаем речь» представленных интерактивно-игровых модулей активно используются многообразные коммуникативно-речевые игры-упражнения: индивидуальные игры-упражнения, стимулирующие развитие невербального выражения состояний и отношений; парные игры-упражнения, способствующие развитию навыков чувствовать, понимать и принимать партнера; а также групповые игры-упражнения для формирования навыков взаимодействия в коллективе посредством совместной деятельности.

Стимулируя речевое развитие у «неговорящих» детей, не стоит формировать отдельные изолированные языковые единицы. Целесообразно с самых первых занятий формировать у них речь как целостную структуру. В работе с детьми раннего возраста важно применять концентрическую систему порядка предъявления речевого материала, где каждый концентр — отдельная ступень обучения, связанная с предыдущей единством содержания — совокупностью всех сторон речи (лексической, морфологической, фонетико-фонематической, синтаксической) и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом. Именно на данном принципе выстроена система оказания коррекционно-педагогической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста серии «Запускаем речь» интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт»). При этом в данном интерактивно-игровом подходе ключевая роль отводиться «внедрению» языковых единиц и форм, которые бы позволили детям выражать связи между явлениями действительности, отношения к ним, и тем самым использовать язык в разных формах деятельности.

Каждое интерактивно-игровое заданием серии «Запускаем речь» комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») создает ситуацию диалога, вовлекая детей в общение с педагогом или персонажем. Решая многообразные интерактивные задачи (воспроизвести мимику персонажа, одеть героя, отыскать домик для животного, покормить обитателей фермы, позаботиться о птицах зимой, выгулять питомца, собрать игрушки, накрыть на стол, полить растения, протереть пыль, расчистить сугроб) дети в ненавязчивой игровой форме активизируют речевое развитие и формируют полезные навыки: расширяют и активизируют словарь, формируют элементарные математические представления, осуществляют ознакомление с окружающим миром и правилами поведения и др.

Интерактивно-игровая серия анимированных упражнений «Запускаем речь» интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») содержит ряд заданий на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления и воображения), предусматривающие сравнение предметов, выделение схожих объектов, выстраивание логических цепочек, отгадывание загадок и т. д. Вызыванию интереса у детей раннего и младшего дошкольного возраста, удержанию внимания, а также установлению контакта и повышению мотивации помогают сказочные сюжеты и яркие герои. Так как основная функция речи — коммуникативная, базой работы по стимуляции речевого развития в серии «Запускаем речь» является предложение, в предложении — предикат как организующий центр предложения, а затем ключевое место отводится связному тексту (диалог также выступает как текст). В представленных интерактивно-игровых модулях «LogoSmart» («ЛогоСмарт») игры разработаны с учетом возрастных, речевых и познавательных особенностей детей. Игровые упражнения построены на знакомых ситуациях и известных персонажах, а краткость игровой задачи способствует сохранению познавательной активности, при этом позволяя ребенку работать в своем темпе. Яркие, четкие, крупные изображения легки для восприятия детей раннего возраста, а имеющиеся настройки позволяют адаптировать интерактивные задания под особенности конкретного ребенка.

Таким образом, активизация речевого развития является одним из важнейших основных направлений работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В процессе интенсивной, систематической и последовательной работы по стимуляции речевого развития с помощью интерактивно-игровых технологий педагоги могут скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков. Применение интерактивно-игровых комплексов «LogoSmart» («ЛогоСмарт») с «неговорящими» детьми и детьми с нарушениями речи способствует активизации и обогащению словаря; формированию навыков описания предметов и особенностей их строения, называния действий, называния признаков по нескольким параметрам; освоению категорий числа, рода, падежа; употреблению уменьшительного суффикса, глагольных приставок, простых предлогов; составлению предложений с постепенным усложнением [4]. Яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, сравнение естественных звуков и звукоподражаний помогают создать творческую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность [6]. Использование таких современных средств обучения на базе информационных технологий как серия интерактивных игр «Запускаем речь» в практике коррекционно-развивающей работы позволяет выстраивать эффективное индивидуально-ориентированное обучение [5].

Литература:

  1. Бурачевская, О. В. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 15–18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2606/ (дата обращения: 18.01.2021).
  2. Бурачевская, О. В. Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 18–21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2607/ (дата обращения: 18.01.2021).
  3. Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 21–26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 18.01.2021).
  4. Бурачевская, О. В. Информационно-коммуникационные технологии в работе логопеда и дефектолога // V Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (25–28 апреля 2016 г.). — URL: http://birskin.ru/index.php/2012–03–27–12–36–17/45–5-/236–2016–04–25–18–11–34 (дата обращения: 15.01.2021).
  5. Бурачевская, О. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская // VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.). — URL: http://birskin.ru/index.php/2012–03–27–12–36–17/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 15.01.2021).
  6. Бурачевская, О. В. Развитие познавательных способностей и творческого мышления посредством интерактивно-игровых модулей LogoSmart / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6127/ (дата обращения: 10.03.2021).
Задать вопрос