Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Потолова, Т. П. Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации / Т. П. Потолова, Т. Н. Пономарева, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6239/ (дата обращения: 29.03.2024).



Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: интеграция, музыка, воспитание, дошкольники, модель, музыкальный работник, воспитатель, образовательная организация.

В условиях процесса цифровой трансформации в образовании, актуализирующегося в современном мире, проявляются противоречия между технологическим и деятельностным подходами к образованию и воспитанию ребенка, между целостной, взаимозависимой природой человека как предмета образования и индивидуализированным подходом к его обучению. Такие противоречия обусловлены потребностью современного общества в качественно новых воспитательно-образовательных парадигмах, способных объединить все сферы образовательных областей. Решением таких противоречий является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. А предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В соответствии ФГОС ДО при реализации программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, а также создание специальных условий в зависимости от потребностей.

Интегративное образование в ДОО рассмотрено в трудах М. В. Лазаревой. Автор отмечает, что проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста является сложным и многогранным феноменом [2].

Различные аспекты интеграции как основы интегрированного подхода образования рассмотрены в трудах В. Г. Афанасьева, Н. П. Депенчук, Н. С. Махиной, А. Д. Урсул и др. Процессы интеграции обоснованы и описаны Б. М. Кедровым, С. Т. Мелихиным, М. Ю. Савченко, А. С. Фетисовым.

В коллективной монографии под редакцией Л. В. Трубайчук раскрываются методологические подходы и обосновываются педагогические, психологические и физиологические основы интеграции образовательных областей с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста [1].

Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, по мнению многих ученых, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития интеллектуальной и личностной сферы ребенка.

Анализ литературы послужил основой для нашего исследования, целью которого является условия интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации.

Задачи:

– разработка модели интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации как целостной системы,

– разработка интегрированной образовательной программы,

– анализ эффективности реализации программы в рамках модели.

Предмет исследования — интегрированное обучение детей музыке и воспитательная деятельность в ДОО как педагогическая система.

Объект исследования — процесс интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание».

Концептуальная идея о том, что усиление взаимосвязей образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» способствует более эффективному целостному развитию личности ребенка и формирование у него эмоционально-устойчивых форм поведения.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и воспитанники МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Выбор для интеграции областей «Музыка» и «Воспитание» не является случайным. По наблюдениям воспитателей детского сада, был сделан вывод о том, что у многих детей низкий уровень эмоционального интеллекта — навыков и способностей детей распознавать и испытывать эмоции, понимать поступки, мотивацию и желания других детей, способности управлять своими эмоциями. Из-за этого в группах случаются деструктивные конфликты между детьми, поступки проявляются отклоняющимся поведением. Для решения этой проблемы была разработана система интеграции образовательных областей в узком направлении «Музыка» и «Воспитание», которая оформлена в модель и наполнена содержанием обучающих программ.

В качестве методов выявления эффективности реализации модели использовались: музыкальные потешки, праздники семьи и детского сада с элементами соревнования, театрализованные представления, музыкальная ритмика, игра на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, ксилофон, кастаньеты, барабан).

Оценку эффективности проводили воспитатели вместе с музыкальным руководителем. Детям давалось задание, выполнение которого оценивалось в баллах, где 0 — низкий уровень, 1 — средний уровень, 2 — высокий уровень. Подсчитывался среднеарифметический балл.

Модель интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселка Таловая Воронежская области

Рис. 1. Модель интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселка Таловая Воронежская области

На схеме показаны структурные элементы содержания образования при интеграции областей «Музыка» и «Воспитание». К структуре относится психолого-педагогическое сопровождение, индивидуально-личностный уровень, образовательный уровень. Каждый уровень имеет свое содержание, которое переходит в образовательный цикл. Образовательный цикл имеет свои образовательные области, которые включают расширенный перечень образовательных практик. Эффективность реализации модели проверена, проанализирована и оформлена в таблицу для сравнения.

Таблица 1

Сравнительный анализ эффективности модели

Методика

2018 г

2019 г

2020 г

Музыкальное событие «Чья музыка?»

1,02

1,34

1,67

«Узнай, что играет»

0,34

1,42

1,53

Простучи ритм

1,34

1,67

1,78

Таким образом, интеграция образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» со специально созданными условиями, дает высокий результат в образовательной деятельности детского сада. Полученные данные нельзя назвать точными, так как с возрастом умения детей совершенствуются. Однако, использование воспитателями и музыкальным руководителем инновационных технологий, интегрируя в области обучения, мы получаем положительные образовательные результаты.

Литература:

  1. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под редакцией Л. В. Трубайчук. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. -158 с
  2. Лазарева, М. В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Лазарева Мария Васильевна. — Москва, 2010.- 479 с.
Задать вопрос