Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации
Авторы: Потолова Татьяна Петровна, Пономарева Татьяна Николаевна, Кувшинова Светлана Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 01.04.2021
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Потолова, Т. П. Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации / Т. П. Потолова, Т. Н. Пономарева, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6239/ (дата обращения: 29.03.2024).
Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: интеграция, музыка, воспитание, дошкольники, модель, музыкальный работник, воспитатель, образовательная организация.
В условиях процесса цифровой трансформации в образовании, актуализирующегося в современном мире, проявляются противоречия между технологическим и деятельностным подходами к образованию и воспитанию ребенка, между целостной, взаимозависимой природой человека как предмета образования и индивидуализированным подходом к его обучению. Такие противоречия обусловлены потребностью современного общества в качественно новых воспитательно-образовательных парадигмах, способных объединить все сферы образовательных областей. Решением таких противоречий является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. А предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В соответствии ФГОС ДО при реализации программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, а также создание специальных условий в зависимости от потребностей.
Интегративное образование в ДОО рассмотрено в трудах М. В. Лазаревой. Автор отмечает, что проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста является сложным и многогранным феноменом [2].
Различные аспекты интеграции как основы интегрированного подхода образования рассмотрены в трудах В. Г. Афанасьева, Н. П. Депенчук, Н. С. Махиной, А. Д. Урсул и др. Процессы интеграции обоснованы и описаны Б. М. Кедровым, С. Т. Мелихиным, М. Ю. Савченко, А. С. Фетисовым.
В коллективной монографии под редакцией Л. В. Трубайчук раскрываются методологические подходы и обосновываются педагогические, психологические и физиологические основы интеграции образовательных областей с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста [1].
Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, по мнению многих ученых, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития интеллектуальной и личностной сферы ребенка.
Анализ литературы послужил основой для нашего исследования, целью которого является условия интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
– разработка модели интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации как целостной системы,
– разработка интегрированной образовательной программы,
– анализ эффективности реализации программы в рамках модели.
Предмет исследования — интегрированное обучение детей музыке и воспитательная деятельность в ДОО как педагогическая система.
Объект исследования — процесс интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание».
Концептуальная идея о том, что усиление взаимосвязей образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» способствует более эффективному целостному развитию личности ребенка и формирование у него эмоционально-устойчивых форм поведения.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и воспитанники МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Выбор для интеграции областей «Музыка» и «Воспитание» не является случайным. По наблюдениям воспитателей детского сада, был сделан вывод о том, что у многих детей низкий уровень эмоционального интеллекта — навыков и способностей детей распознавать и испытывать эмоции, понимать поступки, мотивацию и желания других детей, способности управлять своими эмоциями. Из-за этого в группах случаются деструктивные конфликты между детьми, поступки проявляются отклоняющимся поведением. Для решения этой проблемы была разработана система интеграции образовательных областей в узком направлении «Музыка» и «Воспитание», которая оформлена в модель и наполнена содержанием обучающих программ.
В качестве методов выявления эффективности реализации модели использовались: музыкальные потешки, праздники семьи и детского сада с элементами соревнования, театрализованные представления, музыкальная ритмика, игра на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, ксилофон, кастаньеты, барабан).
Оценку эффективности проводили воспитатели вместе с музыкальным руководителем. Детям давалось задание, выполнение которого оценивалось в баллах, где 0 — низкий уровень, 1 — средний уровень, 2 — высокий уровень. Подсчитывался среднеарифметический балл.
Рис. 1. Модель интеграции образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселка Таловая Воронежская области
На схеме показаны структурные элементы содержания образования при интеграции областей «Музыка» и «Воспитание». К структуре относится психолого-педагогическое сопровождение, индивидуально-личностный уровень, образовательный уровень. Каждый уровень имеет свое содержание, которое переходит в образовательный цикл. Образовательный цикл имеет свои образовательные области, которые включают расширенный перечень образовательных практик. Эффективность реализации модели проверена, проанализирована и оформлена в таблицу для сравнения.
Таблица 1
Сравнительный анализ эффективности модели
Методика |
2018 г |
2019 г |
2020 г |
Музыкальное событие «Чья музыка?» |
1,02 |
1,34 |
1,67 |
«Узнай, что играет» |
0,34 |
1,42 |
1,53 |
Простучи ритм |
1,34 |
1,67 |
1,78 |
Таким образом, интеграция образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» со специально созданными условиями, дает высокий результат в образовательной деятельности детского сада. Полученные данные нельзя назвать точными, так как с возрастом умения детей совершенствуются. Однако, использование воспитателями и музыкальным руководителем инновационных технологий, интегрируя в области обучения, мы получаем положительные образовательные результаты.
Литература:
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под редакцией Л. В. Трубайчук. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. -158 с
- Лазарева, М. В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Лазарева Мария Васильевна. — Москва, 2010.- 479 с.