Методическая разработка игры-экспериментирования «На планете «Стем», направленной на развитие инженерного проектирования и конструирования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Забелина, И. И. Методическая разработка игры-экспериментирования «На планете «Стем», направленной на развитие инженерного проектирования и конструирования / И. И. Забелина, В. А. Сопотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6233/ (дата обращения: 21.04.2021).



Ключевые слова: конструктор лего, экспериментирование, ребенок, конструирование, механизм.

Возрастная группа: средняя.

Образовательные области: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель освоения предложенного материала: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности, способности детей к наглядному моделированию через LEGO — конструктор. Учить создавать аттракцион, модель цепной реакции.

Задачи :

— формировать представления о работе шестерней; о принципе равновесия;

— формировать умение конструировать модели по схеме;

— закреплять основные приёмы сборки модели, соединять детали конструкции последовательно;

— формировать конструктивное мышление средствами LEGO.

развивать умение выдвигать предположение и проверять путём эксперимента;

воспитывать доброту, отзывчивость, умение работать в команде;

— формировать умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: Дети, умеют вводить шестерни в зацепление, приводить их в движение; умеют уравновесить балансир. Дети демонстрируют умение работать с конструктором, моделировать из него; умеют создавать модели различных построек по схеме; демонстрируют умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине.

Организация пространства : Набор LEGO DUPLO «Планета STEAM», картинки с изображением необходимых построек, схемы построек, набор «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки», балансировочные весы (по числу детей), магнитная доска.

Технология изучения указанной темы

Психологический настрой.

Воспитатель : ( Приветствие ). Дети стоят в кругу.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : Ребята, я очень рада вас видеть.

Мотивационно — ориентировочный этап.

Воспитатель берёт в руки коробку и читает загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Они очень разные,

Красные и синие,

Желтые, зеленые,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться.

И, в постройки превращаться.

— Отгадайте, что это? ( конструктор )

Воспитатель открывает коробку, в ней лежат детали ЛЕГО: шестерни и коромысло.

Воспитатель : Скажите, что это за детали, в каких устройствах они используются? ( Ответы детей ). Как вы думаете, это простая работа построить аттракцион, в котором такой сложный механизм. ( Ответы детей ). Кто же строит разные качели, карусели? ( конструкторы, строители ).

Воспитатель : Ребята, в конструкторском бюро как раз сейчас начинается рабочий день, и если вы хотите туда попасть, то нужно поторопиться, одевайте каски и проходите в бюро.

Поисковый этап.

Воспитатель: Каждое утро строительная бригада планирует свою работу. Давайте и мы с вами составим план нашей работы.

Дети вместе с воспитателем составляют план работы, выставляют на доске карточки.

Сначала нужно вспомнить правила поведения работы со строительным материалом (у взрослых это называется техника безопасности). Затем ознакомиться с принципами работы деталей и построить аттракционы.

Практический этап.

Дети подходят к столам, где заранее приготовлено оборудование.

Рассказ воспитателя. Демонстрация шестерней из набора «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки».

Воспитатель : Перед вами находится деталь — шестерня. Возьмите её в руки и обследуйте ( Дети берут по одной шестерне и обследуют ее ).

Шестерня — это вращающаяся часть механизма в виде зубчатого колеса, входящего в зацепление с другим зубчатым колесом. Вставьте шестерню в отверстие платформы. Она вращается? ( Ответы детей ).

Для того, чтобы наш механизм пришел в движение, нужно взять ещё одну шестерню и вставить её таким образом, чтобы зубчики одной шестерёнки попали между зубчиками второй.

Давайте попробуем. Получилось? Вращая одну шестерёнку, мы запускаем другую и двигаются сразу две. Где используется этот простой механизм? ( Ответы детей: в работе часов ) Правильно его ещё называют часовой.

А что будет, если соединить все наши платформы и вращать детали? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям поочерёдно вращать разные шестерни .

Воспитатель : Что вы заметили? ( Ответы детей: Какую бы шестерню мы не начали вращать, в действие приходит весь механизм ).

Да ребята, у нас получится сложный механизм, который приводит в движение более крупные объекты, такие как аттракцион. Какой мы можем сделать вывод? ( Ответы детей: При правильном соединении любая шестерёнка запускает весь механизм )

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с деталями и демонстрирует оставшуюся деталь.

Воспитатель : А что это за деталь? ( коромысло ) Что она вам напоминает? ( качели-качалку )

Воспитатель : Давайте рассмотрим принцип работы качели-качалки. Предлагаю вам провести эксперимент.

Дети проходят за столы, на которых стоят балансировочные весы.

Воспитатель : На что похож этот измерительный прибор? ( ответы детей ). Принцип работы этого прибора как у качели-качалки.

Рассказ воспитателя. Демонстрация принципа равновесия с помощью балансировочных весов:

Чтобы качели работали правильно, мы должны использовать принцип равновесия. Для этого нужно разместить равный груз с обеих сторон.

Воспитатель : Какой вывод можно сделать после нашего эксперимента? ( Ответы детей: если не соблюдать принцип равновесия, то качели не будут качаться .)

Воспитатель : В конструкторском бюро перерыв. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Воспитатель организует динамическую паузу. Дети выполняют движения в соответствии с инструкцией.

Воспитатель: Приглашаю вас на строительную площадку.

Дети переходят к столам, где лежит конструктор ЛЕГО. Делятся на пары.

Воспитатель: Ребята, перед вами схемы построек. Что вы будете строить? ( Ответы детей: мы будем строить карусель. )

Воспитатель обращается к каждой паре детей, вместе обсуждают, что они будут строить, какие детали будут использовать.

Воспитатель: Можете приступать к строительству аттракциона.

Воспитатель: При работе с конструктором ЛЕГО не забывайте крепко соединять детали между собой.

( По ходу деятельности детей педагог уточняет количество и размер деталей по схеме, порядок выполнения постройки )

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось? Проверьте, работают ли ваши карусели.

— Карусели вращаются, качели качаются. Значит, вы всё сделали правильно и не зря работали в конструкторском бюро.

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель : Давайте вернёмся к нашему плану. Вспомним, что мы выполняли? Дети вспоминают, что было запланировано и анализируют, что выполнено .

Воспитатель : Итак, рабочий день в конструкторском бюро подошёл к концу. Снимайте защитные каски.

Воспитатель : Что нового вы узнали сегодня? К каким выводам пришли? ( ответы детей ).

Воспитатель : Если ваши исследования показались вам полезными и интересными, то возьмите брелок со своей фотографией и повесьте на весёлый смайлик, а если вы встретили затруднения или вам было не интересно, то повести на грустный смайлик.

Задать вопрос